Из каких побуждений? Из историко-художественных. В огромной России не сохранилось ни одного (!) жилого интерьера допетровского времени. А вот церковных интерьеров при этом сохранилось достаточно много. Со своими региональными и стилистическими особенностями, с технологическими нюансами…
Но, зайдя в храм ради интерьеров, иногда хора… я обращаю внимание и на прочие вещи.
Так вот: ни в одной церкви я ни разу не видел кассового аппарата. Тётенька в платочке берёт у покупателей деньги – и записывает их в тетрадку, для батюшки. Никаких квитанций или чеков.
Можете себе представить подобное в любом магазине? Где давно уже за такие вещи и штрафуют, и закрывают. Сейчас вот требуют, чтобы все кассы были подключены к Инету. И о каждом проданном карандаше налоговая узнавала бы немедленно, в режиме реального времени.
И только Русская православная церковь в упор не замечает законов своего государства. Я понимаю, если бы в этих законах были бы какие-то слова о том, что они на церковь не распространяются. Но ведь об исключительности церкви там ничего не сказано. Выходит прямо по Оруэлу: Все равны, но некоторые – равнеее.
С одной стороны, в стране есть законы. Но, с другой стороны, есть ещё и понятия. Которые выше законов. И есть люди, которых обязывают жить по законам, и есть люди, огромные структуры, для которых эти законы ничего не значат.
В современной России вообще между церковью и государством складываются очень интересные отношения. Церковь поддерживает вороватую, жуликоватую власть, а власть за это закрывает глаза на финансовые махинации внутри церкви.
Формально церковь как бы отделена от государства. Но при этом в значительной мере существует именно на государственные подачки. Меня, как атеиста, это не очень радует. Но, с другой стороны, попы справедливо сетуют, что именно государство разорило и поломало большую часть церквей. И, если неверующие сломали наши церкви – то они должны теперь как-то помочь их восстановить. Лично я не выломал, не спёр на дачу ни одного церковного кирпича, но, ладно, готов чем-то поступиться для восстановления разрушенного другими. Если кому-то это надо – пусть будет. Тем более, многие храмы на самом деле являются украшением своих городов и деревень. Но вот оплачивать швейцарские часы, бриллиантовые панагии и олигархические лимузины для епископов и митрополитов я как-то не готов.
И все эти тетрадки вместо кассовых аппаратов меня раздражают. Если кто-то считает, что церкви нужно дать на 10-20 лет какие-то налоговые скидки – можно предлагать и обсуждать. Можно даже принять такой закон. Но, нынешняя мутная и откровенно криминальная церковная бухгалтерия – для цивилизованного общества совершенно неприемлема.