
В отличие от многих других библейских героев, Рахель имеет только одну могилу. Потому что у некоторых ветхозаветных персонажей их бывает и 2, и 3, и 4. Скажем, евреи считаю, что человек похоронен здесь, христиане -- там, мусульмане-шииты обустраивают мавзолей в третьем месте. А есть ещё сунниты, друзы...
Сохранилось множество разновремённых письменных упоминаний об этом захоронении. Самые старые из них насчитывают уже более двух тысяч лет.
Первые впечатления начинаются приблизительно за километр. Дело в том, что могила находится на территории Палестинской автономии. Совсем рядом с Иерусалимом. Чтобы обезопасить паломников, израильтяне воздвигли вокруг гробницы высокую бетонную стену. По моим прикидкам, местами до 10 метров. А сверху ещё колючая проволока. Плюс бронированные наблюдательные башни на углах. Таким же высоким забором огорожена и дорога к захоронению -- получился похожий на ущелье коридор. Над головой -- небо, а больше не видно ничего.



Лестница к закрытым металлическими заслонками наблюдательным бойницам на стене.

Более всего святое место напоминает осаждённую крепость. Но это вовсе не нагнетание атмосферы для осваивания бюджетных денег. Борьба с терроризмом и предотвращение террактов в Израиле -- вынужденная реальность.
Вход в мавзолей. Мальчики направо, девочки -- налево. У иудеев, как и у мусульман, все молельные залы поделены на мужскую и женскую половину. Мусульмане у них это позамствовали. Как и многое другое. Имеющее те истоки христианство от этой практики отказалось.
Идеи феминизма иудаизму чужды. И обычно для мужчин в синагогах отводится в разы больше места. Но, надо отдать должное, могилу Рахели, вопреки этой традиции, поделили поровну -- по справедливости. Один торец и одна боковая стена надгробия обращены к мужской части, и ровно столько же -- к женской.

Весь комплекс помещён внутрь современного здания. Там есть религиозное училище -- ешива. Где круглосуточно ведутся занятия в зале отдельной синагоги.

Под новой крышей размещается старинный склеп. Это открытая, с большими арочными проёмами средневековая беседка, к которой в середине 19 века было пристроено ещё одно похожее помещение. Сегодня и сам склеп и окружающие его залы используется, как синагога.
От входных ворот 19 века остались только столбы. Сегодня и они находятся внутри нового корпуса.

Похоже, украшенные резьбой въездные пилоны были ещё и фонтанами. Из круглого отверстия внизу, видимо, текла в каменную чашу вода.

Выполненные в традициях 19 века современные рукомойники из резного камня.


Мезуза -- футляр с написанным на пергаменте текстом особой молитвы. Крепится к косяку. Если видите такую на входе, значит, в этом доме, офисе, зале... живут, работают, собираются религиозные евреи. Справа наверху -- горящий масляный светильник. Масла там на треть -- литра полтора. Интересно, сколько времени он может гореть с полной заправки?

Арон а-кодеш -- шкаф со свитком Торы -- обязательная принадлежность синагоги. Чаще всего его закрывает расшитый занавес. В современном варианте занавеска нередко скрывает основательный огнестойкий сейф. Свиток пишется на коже, вручную -- эта работа на многие месяцы. Отсюда и по стоимости он может быть вполне сопоставим, скажем, с машиной. Поэтому обращаются со свитком бережно -- чтобы хватило его и внукам, и правнука, и их внукам...

Ещё один арон а-кодеш

В щели между сейфом и стенной нишей люди засовывают записочки с просьбами. Так сказать, письма к богу.

Надгробие накрыто белым, с вышивкой, чехлом . Сверху всё ещё закрыто прозрачной плёнкой.

Справа внизу на плёнку приклеен прозрачный кармашек для посланий. Видно, местным уборщикам уже надоело выковыривать их из всех щелей.

Кто-то стоит молится, прижавшись к саркофагу, кто-то фотографируется на его фоне.

В любой синагоге всегда масса стеллажей с книгами. Каждая книга в 10-20 экземплярах. Для разных дат и разных случаев есть разные молитвы. Поэтому одна и та же книга может одновременна понадобиться многим людям.
