Это Центральная синагога Киева на улице Шота Руставели, называемая ещё синагогой Бродского. Построена в 1898 году по проекту архитектора Георгия Шлейфера на деньги Лазаря Бродского. На заднем плане видна вывеска Сбербанка России -- который активно работает на Украине и является здесь одним из крупнейших банков (ну, это так -- пришлось к слову).
Синагогу закрыли в 1926 году, и много лет в её здании работал кукольный театр. Зал был значительно перестроен. В 1970-е годы к нему пристроили одноэтажное фойе. В 1990-е развернулись восстановительные работы. В 2000 синагога вновь открыла свои двери для верующих.
Авторы реконструкции, декорировав, умудрились вписать в композицию здания даже изначально чуждую ему пристройку. Вообще, на мой взгляд, реконструкция проведена блестяще.
Думаю, большинство моих соотечественников (хоть россиян, хоть жителей Украины), ни разу не бывали в синагоге. Поэтому даже не представляют, как она выглядит изнутри.
В будни главный её зал напоминает мне протестантский храм. Скромное убранство, ряды кресел, сиденья с раскладными пюпитрами перед ними -- для молитвенников.
Эти фотографии я делал 18 апреля 2011 года. Был какой-то еврейский праздник (видимо, Песах -- Пасха), поэтому кресла убрали и на их месте расставили столы -- для праздничной трапезы. Я оказался там совершенно случайно. Просто шёл мимо -- и зашёл из любопытства. Хозяева любезно позволили мне всё сфотографировать.
Этот красивый, напоминающий алтарные врата, мраморный портик с колоннами -- что-то вроде шкафа, где за расшитым золотом бархатным занавесом хранится свиток Торы -- главная святыня синагоги и иудейской общины. Свиток регулярно достают, чтобы прочесть собравшимся очередную главу. Обычно в неделю читается и разбирается одна глава. Таким образом, за год проходится весь Ветхий завет. А на следующий год всё читается по новой -- и так всю жизнь правоверного иудея. В одних и тех же текстах молодой и старый, пессимист и жизнелюб находят свои собственные параллели и откровения.
Патриархальное еврейское общество строго придерживается разделения полов во время молитвы. Мужчины молятся внизу, женщины наверху -- на балконе. Мусульмане, кстати, переняли эту традицию -- в мечетях точно такое же разделение.
Ребята ломают и раскладывают по тарелкам мацу -- пресные сухие лепёшки толщиной с лист гофрокартона. Трапеза скромная. Никаких отдельных блюд и отдельных столов для важных персон. Все едят одно и то же за общими столами. Посуда пластиковая, одноразовая. Главное -- общение. Хотя и голодным никто не уходит. Это один из способов объединения людей.
Воспользовавшись отсутствием женщин, я поднялся на второй этаж. Как видите, балкон окружает зал с трёх сторон.
Здесь сидят женщины.
А это вестибюль.
Памятник великому еврейскому писателю Шолом Алейхему в переулке напротив синагоги.
...
Продолжение следует...