Но тендеры очень часто вырождаются в профанацию конкуренции. Скажем, когда все тендеры выигрывают фирмы, принадлежащие одному и тому же человеку. Так работает «кремлёвский повар» Пригожин. Который поставляет обеды в школы. Или какая-то структура закупается без тендеров по двойным-тройным (для откатов) ценам с разрешения премьера Медведева. Так снабжается Росгвардия.
Но и там, где тендеры проводятся, многие профильные фирмы участвовать в них не хотят. Участие в тендере – платное. А залогом победы часто бывает не лучшее соотношение цены и качества, а близкие отношения с устроителями этого тендера.
Мне кажется – нельзя брать деньги за участие в конкурсе. И при этом – не надо допускать к участию в конкурсах непрофильные фирмы. Парикмахерская не должна участвовать в поставках арматуры для стройки, хлебозавод не должен браться за поставки угля для электростанции. В России же часто миллиардные тендеры выигрывают откровенные шарашкины конторы «Рога и копыта», где кроме бухгалтера и директора и сотрудников то нет. Они берутся и за строительство дорог, и за обустройство военных городков, и за космодромы и за полёты в космос…
Тендерные заявки должны приниматься только от фирм, которые реально выполняли подобные заказы. Не только по характеру подобные, но и по объёму. Потому что привезти самосвал угля для поликлиники и поставлять ежедневно десятки вагонов для тепловой электростанции – это огромная разница.