avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

«Женитьба» в Школе драматического искусства.

Попал на спектакль совершенно случайно. Знакомая сказала, что завтра будет премьера. Мол, хочешь сходить? Ну, а почему бы и не сходить, если предлагают…
……………………
«Женитьба» в русском театре – наверное, одна из самых востребованных и популярных пьес. Уж, сколько её ставили, уж, как её только ни ставили… Поэтому всегда интересно, что ещё можно сделать нового из этого озвученного тысячу раз текста.
Причём, даже просто читая пьесу, обнаруживаешь, что все её диалоги и монологи написаны для Гоголя необыкновенно неряшливо. Здесь все герои всю дорогу несут какую-то достаточно случайную чушь. Филигранной сделанностью и выверенностью даже не пахнет. Но за этой всеобщей ахинеей очень быстро начинаются вырисовываться герои. Очень разные – и очень узнаваемые. Вот этот похож на соседа сверху, а этот – вылитый одноклассник Петька. То, что все герои пьесы – дураки, вовсе не лишает их индивидуальности. Это просто придаёт им комичности.
Но гоголевская «Женитьба» - это комедия с большой долей драмы и даже весьма ощущаемым привкусом трагичности. Именно гоголевский грустный и незлой юмор продолжился потом в пьесах и рассказах Чехова. Да, все герои – записные дураки. Но их всех жалко. И каждому из нас легко представить себя на их месте.
Эта вещь – о проблеме выбора. Которая постоянно стоит перед каждым. Выбор квартиры, машины, жены, отеля, костюма… Трудность сравнения – когда не хватает опыта! И боязнь ошибиться. Потому что второго подхода, второй попытки зачастую не предвидится.
Мне не всё понравилось в постановке Александра Огарёва. Но, с другой стороны, он изначально ставил свой спектакль не под меня и мои вкусы. Наверное, скорее, под себя – и это естественно.
Театр, как и литература, бывает всего лишь двух родов. Скучный и нескучный. Если он скучный – говорить вообще не о чем. Народ начинает разбредаться через полчаса. Если же спектакль не скучный – ему можно простить даже очень многие расхождения с собственными эстетическими предпочтениями.
В самом начале какое-то время действие раскачивалось, раскочегаривалось, но потом понёслось – и публика местами смеялась почти постоянно. Вот и текст-то, вроде, совершенно несмешной, но сопроводить его ярким жестом, неожиданной интонацией – и зал смеётся.
Комедия как бы обязана быть смешной. Но при этом именно «Женитьбу» можно поставить очень даже грустно. В данном же случае режиссёр и труппа делали упор на комедийности. И им удалось рассмешить зал. Хотя – это очень даже непростое дело.
Причём, совершенно не раздражает, что разные роли решены в достаточно разном ключе. Это явно одна из режиссёрских придумок. Например, Подколесин в исполнении Игоря Яцко сыгран классически. И это выделяет его среди прочих, очень эксцентрично вылепленных, женихов. Неким переходным мостиком от одной формы к другой служит друг Подколесина Кочкарев в исполнении Андрея Харенко. А крайний для этой постановки авангард – это блестяще сыгранный Дмитрием Репиным Яичница. С постоянными переходами на просто цирковую пантомиму. Зануду (по тексту) Яичницу зал встречал и провожал громким смехом. При этом авторский образ не был слишком уж нарушен и разрушен. Даже при такой трактовке Яичница всё время оставался вполне гоголевским персонажем.
Старуха-сваха Фёкла Ивановна в исполнении Марии Викторовой превратилась в современную бизнес-леди. Типа, хозяйка брачного агентства.
Девочка-прислужница Дуняша, у которой по сценарию всего-то несколько слов, постоянно занята демонстрацией своей сексуальности. Здесь можно поздравить Марию Киселёву с яркой, интересно сделанной работой. Настоящий актёр сумеет показать себя даже в самой заштатной тридесятой роли.
Меня никогда не возмущала правка режиссёрами чьих-то пьес и сценариев. Я считаю это нормальным, естественным. Оттолкнуться от текста и сделать что-то новое, интересное – это лучше, чем просто уныло его пересказать.
В данном случае изменения были минимальны. Думаю, вряд ли больше пары процентов текста. Но вот отсутствующая у Гоголя сцена избиения свахи меня откровенно покоробила. Не потому, что у автора её не было. Просто она смотрится диссонансом в ярко комедийном и смешном спектакле. Так же выпадает из этого ряда своим настроением и сцена с упырями. Она отсылает к совсем другим гоголевским вещам. А заодно – и к куче современных фильмов про вампиров-зомби. Вопрос, насколько нужны здесь эти отсылы?
Ещё, мне кажется, было бы неплохо ускорить хронометраж самых первых сцен. Просто сократив паузы. А то процесс разгона занимает достаточно много времени.
Зато потом всё несётся галопом, не давая времени скучать и зевать. Всё время крутишь головой, озирая сцену и боясь пропустить что-нибудь интересное.
Апофеозом буффонады стал всеобщий (великолепно поставленный Анастасией Кадрулевой!) танец.
Зал был полон. Никто из зрителей со спектакля не ушёл. Это ли не показатель? Публика явно была довольна.

Посмотрел «Женитьбу» – и стало вдруг интересно: сам-то Гоголь хоть раз к кому-то за свою жизнь сватался?
Tags: Литература, Москва, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments