?

Log in

No account? Create an account

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
О смирении и благочестии.
avderin
«… в XVIII − нач. XIX вв. Угреша перестала привлекать внимание церковных властей. Настоятели стали часто меняться: за 1700-1833 гг. сменилось 39 настоятелей, причем некоторые из них числились таковыми лишь формально.

Оставленный вниманием первых лиц государства монастырь все более и более оскудевал. Число братии в начале XVIII века по сравнению с серединой XVII уменьшилось почти втрое, а во второй половине XVIII века – и вчетверо (25 насельников). Период упадка сопровождался и серьезными проблемами в духовной жизни. Неблаговидные поступки насельников не были редкостью. В архиве Московской духовной консистории сохранились многочисленные дела о кражах и побегах монашествующих. Так, в 1745 году монахи Мисаил и Антоний попались на краже казенных денег, а в 1779 году деньги пропали по вине иерея Иоанна Иванова, сосланного в монастырь за проступки на черные работы. В начале 1750 года сбежали монахи Иоанн и Григорий, о чем докладывал в консисторию игумен Иоанн, а в августе того же года бежали иеромонах Герасим и монах Кассиан, причем отыскали их только в 1755 году. В описи встречаются документы, свидетельствовавшие о серьезных конфликтах среди насельников монастыря и даже между братией и прихожанами. Встречаются и жалобы на игуменов монастыря; за притеснение местного населения, растрату денег, за нерадение об обители от должности были отрешены игумен Иоанн в 1752 году, игумен Илларион в 1757 году, игумен Гедеон в 1763 году.
Нормальную жизнь в монастыре нарушали и внешние обстоятельства. В Угреше, согласно распоряжениям Консистории, содержали заключенных, умалишенных и инвалидов. В 1759 году игумен Ефрем просил о выводе из монастыря колодников. В 1760-1762 гг. с подобной просьбой обращался в Консисторию его преемник игумен Ириней (Братанович).

1 августа 1819 года иеромонах Амвросий был посвящен в сан игумена и назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря, которым и управлял до 1821 года.

Преемники Амвросия угрешские игумены Израиль и Аарон оставили после себя самые худшие воспоминания. Израиль стяжал себе дурную славу еще будучи настоятелем Сретенского монастыря. «При вступлении его на Угрешу казначеем был Варфоломей, всей братии было человек с двадцать, и когда они узнали о назначении его, старшие и лучшие братия поразошлись в другие монастыри, и осталось всего только двенадцать человек, а отец Варфоломей как казначей только дождался, чтобы сдать монастырь и также не замедлил в Московский Андроньев монастырь, где и был принят». Настоятельствовал Израиль всего три года, но оставил после себя недобрую память и во многом способствовал упадку монастыря. Его прислужники притесняли местное население, а порой и вовсе обирали крестьян, задерживали у себя их скот, требуя выкупа, и издевались над ними. Сам игумен доходил до того, что устраивал потешные вылазки: одевался в шутовской наряд, ложился перед воротами, увидев приближавшийся воз или телегу. Его помощники требовали мзду за то, что они будто бы едва не задавили игумена. Люди старались объезжать монастырь стороной. Игумена Израиля осудили за присвоение монастырских денег, в 1837 году он был лишен монашества, переведен в Вологодскую епархию, а позже сослан в Томск, где потом и умер в 1860-х гг.
В 1825 году игуменом обители стал Аарон, но о делах обители не радел. Служить он не любил, зато питал пристрастие к спиртному. В монастыре старался бывать поменьше, предпочитая или отправиться на рыбалку с бочонком вина, или ездить по знакомым семействам, которым он одалживал деньги в рост. За время игуменства Аарона семь угрешских монахов были лишены сана за серьезные проступки. 29 марта 1833 года его самого отстранили от должности, запретили служить. С 1835 года жил в Свято-Екатерининской пустыни, где вел себя достаточно прилично».
Откуда все эти интересные истории?
С сайта Николо-Угрешского монастыря http://ugresha.org/putevodotel/letopis.html , где рассказывается о его истории. Кстати, снимаю шляпу перед авторами сайта за эту горькую правду о своей обители. Трезвый взгляд на прошлое – лучший способ не повторять впредь старые ошибки. Кстати к середине 19 века чехарда с назначениями настоятелей прекратилась. Туда назначили нормального мужика – и он поднял обитель из руин, сделав одной из самых процветающих в России. Как говаривал сделавший самую поразительную карьеру семинарист Джугашвили: Кадры решают всё.