На Украине приняли закон о том, что церковные общины двумя третями голосов могут менять свою юрисдикцию. То есть, речь, естественно, идёт, прежде всего, о выходе из под Московского патриархата и переходе в Киевскую митрополию.
Законопроект вызвал много споров и при голосовании с трудом набрал необходимый минимум голосов депутатов Рады. Опасение вызывает то, что на настоящий момент не существует никакого механизма учёта прихожан. И на каждого реального прихожанина данного храма можно из соседней области привести двух агрессивных маргиналов, которые заявят, что они тоже всегда здесь молились и проголосуют так, как им сказали. То есть, в нынешней ситуации закон даёт большой простор для рейдерства.
Помню, в середине 90-х покойный Глеб Якунин жаловался мне, что проводимая тогда Московским патриархатом реформа убивает в церковной жизни всякие зачатки демократии. Если в советские времена священника нанимала церковная община, и она же следила за расходованием общинных денег, то в постперестроечные времена деньги от церковного старосты передали в ведение настоятеля храма, а все назначения теперь на своё усмотрение делает епископ. Якунину больше нравилась демократическая модель построения общины и церкви вообще.
В украинской же ситуации формальное торжество демократии может (из-за несовершенства механизма реализации) привести к хаосу, рейдерству и конфликтам.
непонятно только одно
Re: непонятно только одно