?

Log in

No account? Create an account

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Феномен Васи Ложкина.
avderin


В старый Новый год посмотрел выставку Васи Ложкина в московском ЦДХ. На самом деле Васю зовут Алексей Куделин. Но это неважно. Главное – художник он интересный. Хотя никакого художественного образования у него нет. Есть только диплом юриста.
Возможно – это вообще примета нашего времени. Когда дилетанты и самоучки вовсю теснят выпускников профильных академий. Майкл Джексон и Мадонна не кончали консерваториев, а Тарантино и Гай Риччи никогда не учились в кинематографических вузах.
Как они обскакивают, уделывают выпускников престижных школ? Наверное, упорство, упрямство, любовь к выбранному ремеслу и чудовищная работоспособность способны хотя бы отчасти заменить лекции маститых профессоров. Подозреваю, что для зрителей и читателей знание жизни, умение передать её нюансы порой оказывается важнее соответствия академическим канонам жанра.
Естественно, у Васи были какие-то виртуальные учителя, так сказать, предтечи. Можно вспомнить про Нико Пиросмани. С его простыми лапидарными картинами. Можно припомнить рисунки врача-психиатра Андрея Бильжо. Где минимум изобразительности сопровождается хлёсткой, раскрывающей глубинную суть происходящего, фразой. Слово - как последний штрих в картине, обычно присутствует и в работах Ложкина.
Были и учителя реальные. К которым вполне можно отнести его старшего товарища Николая Копейкина (по образованию переводчик и специалист по методологии науки).
В общем – Вася появился далеко не на пустом место. Сначала появилась тусовка под названием «Колдовские художники», где он блистал. Тусовка получила признание публики – и Вася, как одна из её звёзд, стал знаменит.
В современной России истоки подобного разухабисто-тусовочного искусства можно найти ещё в середине 1980-х, в деятельности арт-группы «Митьки». Но и у Митьков были свои советские и досоветские предтечи.
Смысловым стержнем творчества Ложкина, его изюминкой являет постоянный стёб. Автор ни к чему не относится серьёзно, ему чужд всякий пафос. Он умеет подметить смешное в самых серьёзных и драматических моментах окружающей нас действительности – и проехаться по ним своей иронией.
Это ещё один Шнур. Только от изобразительного искусства. Для которого так же нет ничего святого и запретного.























Ассоциации со Шнуровым вызывает и способ организации художественной деятельности. Правильнее даже сказать, художественного бизнеса. Славу и деньги Васе приносят даже не выставки. А, так же, как и Шнуру, Интернет. Не случайно у него столько работ посвящено Всемирной Паутине. Не случайно и главным партнёром этой выставки стала Лаборатория Касперского.

Посвящённое Интернету.







А это называется "Интерактивное телевидение".



По просторам Инета разбросаны тысячи работ Ложкина, там работает его интернет-магазин. Подозреваю, что сопутствующая продукция приносит автору даже больше денег, чем его живопись. На выставке продавались и полотна. Кстати, учитывая, что их создание не требует больших затрат времени и материалов, цены для одного из самых известных художников страны вполне божеские – где-то от 80 тысяч рублей (приблизительно 1200 долларов). Кроме них на выставке продавались альбомы, календари, постеры, футболки и фартуки с принтами, ёлочные игрушки и магнитики «От Васи»… Даже игрушки для самостоятельной раскраски. Несколько сот артикулов.





Фартуки и футболки.





Ёлочные игрушки.



Вот этот раскрашенный котик стоит 7 000 рублей. Было бы куда повесить - купил бы. Думаю, делает их не сам художник. Он только руководит отданным на аутсорсинг процессом.



Фирменные мягкие игрушки скорее всего заказываются в Китае.



Ёлочные шары.



Картонные ёлочные игрушки.



Футболка Нарколог-гипнотизёр.



Кружки по 500 рубликов.



Лично я впервые столкнулся в России с подобной продуманной и методичной системой окучивания зрителя, превращения его в покупателя. По принципу "с паршивой овцы хоть шерсти клок". Если у человека нет денег на покупку полотна – надо впарить ему хотя бы магнитик. По сути, полотна могут оказаться только способом привлечения внимания к магнитикам, кружкам, футболкам и принтам, способом их пропаганды и рекламы. Потому что норма прибыли с магнитика во много раз выше, чем с живописного полотна.