Я на похожих трамвайчиках катался в Будапеште по Дунаю. Зимой, при минусовой температуре. Там, конечно, не только климат помягче, но и течение в разы быстрее. Поэтому Дунай судоходен весь год. Сидишь в тёплом салоне, любуешься городом… Кто хочет, может подняться на верхнюю открытую палубу. Но зимой охотников нет. Два уровня с более, чем полусотней, сидячих мест на каждом. В принципе, при необходимости можно утеплить и второй этаж. И возить больше сотни пассажиров даже зимой. В Москве, наверное, лучше так и сделать.
В Будапеште этот трамвайчик реально – не туристический аттракцион – а полноценный городской транспорт. Ходят кораблики в основном утром и вечером – когда народ едет на работу и с работы. Но зато в эти часы ходят часто. И цены, хотя и выше метрошных или автобусных, но вполне с ними сопоставимы.
Кстати, в Стамбуле теплоходы, которые ходят по Босфору и Золотому рогу принадлежат разным частным компаниям. Но цены на проезд такие же, как в метро или наземном городском транспорте. Там даже линии метро имеют разных хозяев, но цены везде одинаковые и оплачивается всё одной городской транспортной картой. С одной общей системой скидок. Город ведёт учёт всех поездок и сам расплачивается с операторами, предварительно забрав себе свою долю.
Больше всего в Будапеште понравилось, что судно плывёт по реке зигзагом. Одна остановка на этом берегу, следующая - на другом. Поэтому от начала до конца плывут только зеваки и туристы, вроде меня. А большинство людей использует этот кораблик на коротких расстояниях, чтобы перебраться с одного берега на другой. Или там, где автобусом и трамваем добираться будет медленнее и хлопотнее. Естественно, если речь идёт о перемещении через весь город – наземным транспортом будет намного быстрее.
В Москве надо исходить из того же. Что мало кто будет плыть корабликом целый час от одной конечной до другой. Автобус на этом маршруте накрутит втрое больший километраж, но пройдёт его вдвое быстрее.
Одно из самых больных мест московской транспортной системы – это малое количество мостов. В Париже на каждый километр Сены мостов в разы больше. И то пробки.
Построенные зигзагом маршруты речных трамвайчиков как раз и должны облегчить, ускорить людям переправу через реку. В условиях мостового дефицита. Иногда до нужного места всего-то 300 метров, но это другой берег. И приходится 2 км добираться до моста, а там 2 км пилить от моста… Иногда дороги по набережной нет. И приходится ещё делать солидный крюк. Да и сам процесс захода, подъёма на мост тоже порой отнимает прилично и сил и времени.
Задача организаторов проекта – выявлять реальные потребности людей и подстраиваться под них. Иначе повторится история с монорельсом. Который до сих пор убыточен.
А главная потребность при дефиците мостов – паромы, которые ходят часто и круглогодично. Чтобы человек мог попасть на другой берег. То есть, как в Будапеште – кораблик челночит от берега к берегу – и уже через несколько остановок контингент пассажиров обновляется на 90 %. Поэтому билеты можно сделать по той же цене, что и на другие виды городского транспорта. Тем более, запланированный сегодня маршрут не охватывает центр города, который, прежде всего, и привлекает туристов.
7 причалов на 10 км – это очень мало. Понимаю, каждый причал стоит денег. И его содержание – тоже. Но, если причалов будет в два-три раза больше, подозреваю, пассажиропоток увеличится в четыре. В частности – причалы должны быть около всех мостов. А мостов на этом маршруте – 7 (в т.ч. один пешеходный).
Более того, объявлена частота – 4-6 минут. Очень правильная для пиковых часов частота, когда человеку не надо подстраиваться под расписание или долго ждать! Он может смело двигаться к набережной, зная, что уплывёт очень быстро. Так вот - при 7 причалах, около этих причалов будет регулярно выстраиваться очередь. Суда не будут успевать быстро швартоваться и отходить. Причалов должно быть, как минимум, столько же, сколько и корабликов. Тогда они будут, как бы, размазаны по этим причалам. Можно легко выстроить ритмичную работу конвейера. Тем более, при частом расположении пристаней, капитан с мостика глазами видит ситуацию на следующей остановке. И лучше лишних пару минут постоит, чем будет потом висеть у кого-то над душой.
Кроме того, интерес к этим причалам будет и у турфирм. Которым сейчас в тех краях швартоваться просто негде. А почему бы и их не пустить? Если люди готовы за это платить. Тогда сперва швартуется турист (он всегда загружается медленно), а к нему швартуется маршрутный теплоходик. Загрузка маршрутного идёт через туристический – это людям просто придётся сделать лишних 10 шагов.
Вообще остановки надо делать, как в наземном транспорте – через 500-800 метров русла реки. Оплата городской транспортной картой. Ещё можно поставить на судах автоматы по продаже билетов. В Польше в каждом автобусе-трамвае стоят такие – можно их там и закупить. Оплата хоть наликом, хоть картой. Турникетов никаких не ставить. То, что сегодня в общественном наземном транспорте можно пройти через любую дверь – это разумно. Время проезда от конечной до конечной сократилось в часы пик процентов на 15-20. Свободный вход, свободный выход – и контролёры. В качестве которых можно использовать и матросов, которые занимаются причаливанием.
Скоординировать маршруты наземного транспорта. Вывести какие-то автобусы на набережную, к причалам. Сделать остановки прямо у причалов.
Организовать опрос местных жителей, при каких условиях и как часто они будут пользоваться этим видом транспорта. Одному важно жёсткое соблюдение расписания в середине дня, другому, чтобы автобус, который ходит в глубине квартала, подвозил его к берегу…
В этой ситуации речной трамвайчик может выручить очень многих.
В любом случае, при запуске такого проекта надо взять на договор группу «оптимизации» - 2-3 человек, которые должны какой-то период постоянно всё мониторить, предлагая, где и что нужно поменять. Типа, этот причал передвинуть на 300 метров к автостоянке, здесь сделать ещё одну остановку, здесь синхронизировать расписание судов с расписанием электрички. Там процент добавили, там два сэкономили – таким образом, изначально спорный в смысле бизнеса проект можно даже сделать прибыльным. В Стамбуле десятки маршрутов по проливу всё-таки себя окупают. При обычной метрошно-трамвайной цене.
Вообще-то, надо довести всё до ума – и сделать потом маршрут, проходящий и через центр. Не думаю, что речные трамвайчики, даже следуя тем же маршрутом, отобьют публику у туристических теплоходов. Туристу тратить время на мотание от берега к берегу просто жалко. Он лучше заплатит лишнюю копейку – и быстро проплывёт вдоль основных достопримечательностей города.