avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Советское качество.

Простояв в профкоме института несколько лет в очереди, тесть в 1979-м году получил право купить машину. И мы поехали на Южнопортовую, где продавали тогда машины для всей Москвы. Ну, может, где-то было ещё пару мест…. Продавец-то был единственный – государство. Поэтому и автосалонов плодить было незачем.
Тестя по паспорту сверили со списком, он оплатил в кассе покупку чеком Сбербанка – и мы пошли на заполненную новенькими автомобилями стоянку.
Там наши документы ещё раз внимательно осмотрел работяга в синей робе. И сказал: Выбирайте машину – я вам её открою, чтобы можно было поглядеть внутри. Для каждого открываю не более трёх машин. А то вы будете выбирать неделю.
Огляделись вокруг, выбрали цвет, который нам обоим понравился – бежевый. Ткнули пальцев в конкретное авто. Я сел в салон и начал нажимать все кнопки. Одну нажал, другую, третью. А вот четвёртая нажиматься не захотела.
Попросили открыть другую машину. Там почему-то клинил стеклоподъёмник. В третьей горели не все лампочки.
За возможность посмотреть четвёртую мы отдали местному парнишке 10 рублей. При том, что средняя месячная зарплата по стране было тогда в районе 150-ти.
Но в четвёртой машине почему-то не зажигались габариты. Мы собрались было отдавать ещё один червонец, но дедов сослуживец подсказал, что новый выключатель стоит максимум пятёрку. На том и остановились. Выключатель, кстати, после минуты раскачиваний туда-сюда, заработал. И работал много лет.
Заметьте, речь идёт об очень беглом внешнем осмотре. Я же не мог тогда проверить, как зятянуты шпильки на блоке цилиндров или как отрегулирован выхлоп по СО. Подозреваю, что и там могло быть не всё хорошо. Но я проверял хотя бы то, что можно проверить в течение 5 минут.
Это была лучшая машина всех советских времён и заводов – Лада. Жигуль. Сделанная по итальянской лицензии. Вначале, когда ещё монтировали завод, их собирали в Тольятти из родной фиатовской комплектухи. И, говорят, тогда все кнопки и переключатели работали, как часы. Но, по мере монтажа оборудования, происходила локализация производства. Вместо итальянских, в машинах ставились уже советские узлы. Сделанные на импортном оборудовании и, как бы, по фиатовским технологиям. Но технологии со свистом менялись в сторону удешевления. Советский пластик даже без очков был несравнимо хуже итальянского. А советские распредвалы приходилось менять через 20 000 км. Против ста с лишним – у фирменных. Быстро накрывался ремень генератора, подшипник насоса и терморегулятор системы охлаждения, постоянно сбоил карбюратор, надо было ежегодно перебирать переднюю подвеску… За первые, «итальянские» машины на рынке давали существенно больше, чем за более поздние, но местной (советской и сэвовской) комплектации.
Вот так за несколько лет изгадили достойную машину. И, всё равно, по сравнению, скажем с «Москвичом» или «Запорожцем» - это была машина просто другого века. Это было чудо техники и комфорта.
Tags: Автомобили, История, Личное, Магазины, СССР, Техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments