Здесь заседала Центальная Рада.

Я искренне рад, что наконец начали формировать подобную коллекцию. Чем украинская революция отличается от российский, русской? В России большевики пришли к власти и продержались бессменно больше 70 лет. В Киеве за 4 послереволюционных года власть, по словам Михаила Булгакова, менялась 14 раз. Задерживаясь иногда на неделю, иногда на несколько месяцев.
Вот эта динамика событий раскрывает многие механизмы и стороны той революции, которые на примере тогдашних достаточно статичных Москвы или Питера отследить трудно.
Это не просто интересная, но и очень поучительная история. Изучать которую надо, к тому же, соотносясь с реалиями сегодняшнего дня. Потому что те события порою настолько перекликаются с тем, что происходит у нас за окном...
Памятник председателю Рады историку Грушевскому.

В советские времена память о всех небольшевистских участниках революционных событий просто уничтожалась. Историю Украинской Рады, Директории, Украинской Народной Республики считали фарсом, не заслуживающим никакого внимания. Но вся история, к сожалению, имеет такой фарсовый привкус... Найдите мне историю - страну, время, народ - где не было бы фарса. И чем трагичнее история - тем больше в ней фарса, идиотизма, чего-то зашкаливающе нерационального и неразумного.
Музей занимает один зал здания педагогического музея, где когда-то заседала Рада. Ведутся переговоры о передаче музею ещё пары комнат: кабинетов председателя Рады Грушевского и руководителя правительства Винниченко.
Большинство экспонатов в этом зале привезено из-за рубежа, подарено наследниками эмигрантов. В украинских архивах большевики память о какой-то украинской государственности (пусть даже достаточно условной и зыбкой - власть Киева в те времена ни разу не распространялась даже на половину или треть Украины) старались вычищать, уничтожать. Здесь можно увидеть фотографии самых активных участников тех событий, их вещи, листовки, декреты, черновики, деньги разных украинских правительств...
Создатели нынешней экспозиции ударились в другую крайность - они наоборот стараются игнорировать всё большевистское. Я не сторонник большевизма. Но, как ни крути-верти, большевики были главной силой и главными участниками тех событий.
Вообще: идеология - это просто наиглавнейший враг истории. В угоду ей историю искажают до полной неузнаваемости.
При том, что история: она какая была - такая была. В ней даже минуту спустя уже ничего не переделаешь. А всякая попытка что-то изменить - это просто фальсификация.
Основной заказчик исторических исследований - государство. С государством спорить трудно и иногда - опасно. Но и в этой ситуации историки, архивисты должны понимать, что их задача - сохранить максимум исходных материалов для будущих исследований. Когда гнёт государства в данной сфере ослабнет, потому что его внимание переключится на другие темы и другие времена.
И, хотя многие моменты той истории я трактую иначе, чем создатели экспозиции в бывшем здании Рады (сомневаюсь в их беспристрастности и объективности, но не сомневаюсь в искренности), я всё равно снимаю перед ними шляпу, потому что они собрали, наконец, то, что послужит ещё многим поколениям их коллег, что даст пищу для ума многим думающим любознательным людям.
Мой гид.

Экспозиция.



Изданная в 1918 году карта Украины, простирающейся до самого Каспия. Где в неё щедро включены и русские, и польские, и молдавские, и румынские... области. И даже черноморское побережье Кавказа. Ныне это Краснодарский край, Абзазия, Грузия. Чтобы оттяпать в Украину кусок Грузии - надо иметь буйную фантазию. Почему-то забыли Финляндию и Аляску...

Вестибюль.


С мемориальной доской отцам Рады.

И непременным Шевченко. На Украине памятников ему, пожалуй, сейчас больше, чем было Леныных в советские времена.
