?

Log in

No account? Create an account

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
От более сложного к более простому.
avderin
Именно так выстроена школьная программа по литературе. Хотя программы по другим дисциплинам строятся наоборот. От простого к сложному.
Не знаю, кому и когда взбрело в голову выстроить изучение литературы в школе в хронологической последовательности. Сперва древнерусские былины, потом 18 век, 19 век, 20-й. Сказать, что «Слово о полку Игореве» написано для детей… Нет. Мало того, что оно написано для взрослых, так оно ещё оперирует кучей слов и понятий, которые даже большинству нынешних взрослых непонятны. Что уж тут говорить о детях.
И что «Война и мир» проще «Мастера и Маргариты» я бы тоже никак не сказал. Толстовская вещь и написана сложнее и круг тем обширнее и психологические экскурсы глубже. Почему же Толстого изучают раньше Булгакова. Только потому, что он жил раньше.
Кроме того, что старые вещи по глубине зачастую не уступают новым, есть ещё один, очень осложняющий восприятие, момент. Архаичный язык, совершенно непонятные многим нашим современникам детали быта и менталитета.
Я не смогу детально объяснить, как должна выглядеть программа по литературе. Просто не знаю. Но во главу, вместо жёсткого выстраивания хронологической линейки, должны ставиться именно моменты возрастные. Чтобы детям было понятно и интересно. А хронология – не так уж и важна.
Возможно, имеет смысл начинать изучать литературу даже раньше. Скажем, со второго класса. Стихи Чуковского, Маршака, заходеровского Винни-Пуха…
Что-то я бы просто выкинул из программы. Например, Солженицына. Даже не потому, что эти вещи недостойны внимания. А просто до них надо дорасти. И дети их всё равно не читают. Потому что не понимают.
В общем, это тема для большого и долгого разговора. Профессионального разговора. Прежде всего педагогов. Я же могу добавить лишь свои пять копеек – как отец, дед и просто читающий человек.

  • 1
Надо показывать кино. Я, например, в восторге от 5-серийной "Войны и мира" BBC. Наконец-то понятен стал сюжет.

А Солженицын очень понятен. Особенно, в России.

Для взрослых понятен. Дети его не читают. Они вообще плохо понимают многие исторические перипетии, потому что те слишком противоречат здравому смыслу и таблице умножения.

Читать и изучать - разные вещи.

Но не читая - изучать невозможно.

Изучать невозможно, читая в школьном возрасте "Винни-Пуха" в кривом переводе - зарубежную, абсолютно дошкольную фишку в пересказе а ля "Рабинович напел". Это типичное домашнее/семейное чтение ради ха-ха, не имеющее никакого отношения к учёбе, если только речь не об универе и обучении профессии художественного переводчика со специализацией по английскому языку.

А для изучения литературы вовсе не надо всю ее прочитать. Ровно как не надо ставить опыты с радием, чтобы узнать в рамках школьного курса физики, что такое радиация. Задача учёбы не развлекать, а обучать. Интересненькие книжечки вместо комплексного понимания истории родной литературы и ее развития - странное противопоставление. Кроме прочего, насколько я помню, дешифровки терминологии "Слова..." от детей никогда никто не просил - она вся дается преподом плюс раскрывается в сносках. Это довольно примитивная литература, ничего страшного в ней нет. В прошлых версиях программы всё это сочеталось с параллельным курсом истории того же периода, так что ни у кого никаких когнитивных противоречий не возникало.

Солженицын непонятен, архаичный язык непонятен, слова непонятны... Так вот если не изучать - они всю жизнь будут непонятны. Ровно для того и изучают, чтобы понятны стали.

Я всегда считал, что главная задача школьного курса литературы - привить любовь к чтению, а не просто заучить имена Чацкого и Волконского (чтобы не выглядеть совсем полными идиотами).
Литература - предмет, который полюбивший её человек будет потом постигать всю свою жизнь. Будет получать от него удовольствие, темы для размышлений в трамвае и в самолёте, делать кучу открытий... Мало кто из нас будет потом пытаться углублять свои знания по физике или химии - скорее, забудут 90% того, что им рассказывали по этим предметам в школе. А литература сопровождает многих из нас всю жизнь, до самой смерти.

  • 1