avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Наследники сионистов.
avderin
Я живу в Израиле. Здесь из каждого утюга с утра до вечера говорят про то, что Израиль – это еврейское государство. Он так создавался. И многие верят, что так будет всегда. Я, честно говоря, в это верю не очень. Израиль всё больше становится государством израильтян, а не государством евреев.
Кто такие израильтяне? Люди, имеющие израильское гражданство. Вопросы национальности при этом отходят на второй план. Хорошо это или плохо – я сейчас обсуждать не хочу. Меня в людях вопросы вменяемости всегда волновали больше вопросов национальности. Кстати, среди граждан-неевреев патриотов этой страны не меньше, чем среди евреев. Такие люди гордятся своим гражданством, часто совершенно добровольно служат в Армии обороны Израиля, участвуют в политической жизни…
Среди светских израильтян вопросы чистоты крови в обыденной жизни не играют какой-то значительной роли. При выборе жены или мужа, думаю, это традиционно учитывается, но выбирая друзей или нанимая работников, этим особо не заморачиваются.
Многие в этом мире любят сравнивать еврейское государство с фашистской Германией. Мол, точно такое же отношение ко всем другим нациям.
Но, есть интересные факты. Скажем, в израильской армии служат, в том числе: арабы-христиане, друзы, бедуины, черкесы… Не говоря уже о всяких русских, украинцах, молдаванах, латышах, у которых, скажем, мачеха или отчим – евреи.
В настоящий момент в АОИ служит несколько генералов-друзов. Друзы – отколовшееся от шиитов арабское этно-конфессиональное сообщество. Эти арабы командуют евреями – и евреи (и солдаты и офицеры) выполняют их приказы.
В фашистской Германии тоже были генералы-не немцы. Например, Власову немцы дали звание генерал-лейтенанта – и платили генеральскую зарплату. Но командовал он не немцами, а русскими коллаборантами. Никому не пришло бы в голову дать ему в подчинение немецкие полки и дивизии.
Пока одни взахлёб озвучивают идеи еврейской исключительности и богоизбранности, другие молча строят интернациональный Израиль. Вторых явно больше. И власти, возможностей у них больше несоизмеримо.

  • 1
Читал, что погибший солдат, еврей по отцу, был похоронен за пределами воинского кладбища без полагающихся "настоящим" евреям-солдатам почестей. И вроде бы не один такой позорный случай был. Читал, что подобное после всё-таки отменили.

Но вот с браками неевреев с евреями проблемы, насколько я знаю, остаются. Улита едет, когда-то будет. Не слишком ли вы торопитесь, выдавая желаемое за действительное?

Не существует единой еврейской нации. Есть много разных евреев: бухарские, сефарды, ашкеназы... У всех свои языки, традиции, костюмы. Здесь всё строится на торгах и компромиссах. Мы вам позволим... но вы за это отдадите нам... Вот религиозное меньшинство выторговало себе, в том числе, вопросы брака и похорон. Здесь существует только религиозный брак. То есть, как в царской России - брак регистрирует или мулла, или батюшка, или раввин. Гражданских загсов нет. Отсюда, как и в России когда-то - брачующиеся должны быть одной веры. Подавляющему большинству это всё не нравится. Вопрос постоянно поднимают в сми и кнессете. Но религиозные двигаться не готовы. Выход, кстати, очень простой. За 20-30 долларов в несезон можно долететь до Кипра и зарегистрировать брак там. В Израиле признаются браки, заключённые в любой стране.
Та же история и с похоронами. Все кладбища конфессиональные. Опять же - в России до 1917 было точно так же.
Национальное воинское кладбище опекается раввинами - и они, естественно, от солдат-неевреев отбиваются руками-ногами. Но каждая такая история вызывает просто массовое возмущение - со стороны армии, общественности... Имена солдат-неевреев в таких случаях неделю не сходят с первых страниц газет. Так что славы и признательности они имеют даже больше, чем солдаты-евреи.
Проблемы есть. Скажем, большинство израильтян выступает за работу транспорта и магазинов в шаббат. Религиозные пока стоят насмерть. Игнорировать их - значит, подвергнуть риску договорной мир, на котором держится израильское общество. В любой другой стране сделали бы так - как хочет большинство. Но у евреев принято учитывать мнение и интересы меньшинства. Иногда ради этого даже наступая себе на горло. Согласитесь, что в этом что-то есть. Привычка учитывать интересы всех. Ну, хотя бы многих.
Но, согласившись запретить торговлю в шаббат, кнессет назначает за это смешные штрафы. И те магазины и кафе, которые в шаббат работают - эти деньги легко отбивают. Многие подобные законы специально принимаются так, что их всё-таки можно обойти.
Идёт торг, идёт взаимное давление. Где-то светское большинство умудряется подвинуть религиозных, договорившись с ними, где-то сделать это просто молча...
Но, в любом случае, умный работящий нееврей может чувствовать себя в еврейском государстве вполне комфортно. Если он нормальный человек, если он считается с окружающими, не лезет на рожон, не делает ничего просто кому-то назло и наперекор... У меня невестка без единой капли еврейской крови, поэтому внучки здесь тоже считаются русскими. При этом первый год они здесь жили в очень религиозном районе Иерусалима (Гиват-Мордехай). С соседями были прекрасные отношения. И невестка и внучки говорят, что им в Израиле уютнее, чем в Москве. Хотя и Москва, согласитесь, не самое плохое место на свете.
За 6 лет меня (в первые пару лет) чиновники раза два спрашивали, еврей я или не еврей. Сейчас в документах здесь национальность вообще не пишут. Я всегда отвечаю, что здесь я еврей. Но в России я - русский. Потому что мои деды и по матери и по отцу - сибирские крестьяне. У меня мать моей матери была еврейкой. Поэтому в Израиле я - однозначный еврей. Так что дело даже не в моей изворотливости. Дело в разных национальных традициях. У русских национальность всегда определялась по отцу, у евреев - по матери. В России у меня и мать и отец считались русскими. Здесь моя мать - еврейка. И я, как сын еврейки - еврей. Хотя для меня и моя русскость, и моя еврейскость достаточно безразличны. Ощущение страны у меня есть - я искренне люблю Россию, неплохо знаю её культуру и историю. Я объездил её от Хабаровска и Владивостока до Белгорода и Сочей. Но, если бы я был выросшим в России узбеком или французом - наверное, я относился бы к стране точно так же. Я человек русской культуры. А значит, не важно, какой у меня цвет кожи и разрез глаз. Для меня вопрос культуры важнее вопроса крови.

Edited at 2018-07-13 09:50 pm (UTC)

У евреев, особенно в Израиле, совершенно архаическое, уходящее в эпоху создания Торы представление об этничности. Забавно, что у таких прогрессистов, устремлённых в светлое будущее, как советские коммунисты, в этом вопросе было близкое к древнееврейскому отношение. В СССР определение этничности было тоже по происхождению, только не матери, а отца, и фиксировалось в документах. Оттого часто у советских и постсоветских людей, даже продвинутых либеральных взглядов, до сих пор этничность означает кровь. Хотя на самом деле здесь гораздо бОльшую роль играют самоидентификация и выбор культурного кода.
Вы родились в России, как я понимаю, у русских родителей, выросли в России, родной язык у вас русский, вы человек русской культуры. И при этом вроде как зависаете между русскостью и еврейством. При том что даже если считать по крови, то еврейской у вас чуть. То есть по всем параметрам в России вы совершенно русский человек.

Вы знаете, я не ощущаю чужбиной ни Прагу, ни Киев, ни Стамбул, ни Иерусалим... Мне почти везде интересно и я почти везде нахожу каких-то близких по духу людей. Какой они при этом нации - мне совершенно безразлично. Хотя я сам, безусловно, более всего связан с Россией. Просто я родился в России, вырос, окончил школу...

Я подолгу за границей нигде не был, но уже дней через десять там меня тянет домой, на родину. Даже не могу представить себя живущим долго в другой стране. Разве что в Киеве когда-то я чувствовал себя как дома, но ведь это и был наш общий дом - рождённых в СССР.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account