В Инете есть фотографии групп бандеровцев в советской форме – это они на память себя снимали. Форма настоящая. Снятая с убитых, вынутая из их вещмешков. Для западноукраинских крестьян, видящих представителей советской власти эпизодически, всё выглядело вполне убедительно. Но для человека, выросшего с этой властью, имеющему каждый день дело с её атрибутами…
Даже для меня сразу понятно, что вот эти люди никогда не служили в Советской армии. А служили в немецкой: в эсэсовской дивизии Галитчина или ещё где-то. У многих рукава гимнастёрок закатаны – в Советской армии это не позволялось. Зато было очень распространено в немецкой. Пистолет не на заднице – по-советски, а на пузе – по-немецки. Вид для РККА, как это принято было у нас говорить, неуставной.
И то, что они даже не заморачивались всеми этими мелочами, говорит о том, что предназначался маскарад в основном не для советских приезжих функционеров и вояк (которые всё это увидели бы за версту), а для местных жителей – тех, кто в этих тонкостях ещё не ориентировался. Дурили-то, прежде всего, своих. Сжигая деревни, насилуя баб, убивая стариков – и выдавая всё это за зверства Советов.
Думаю, после войны подобные группы комплектовались, в том числе, и людьми, успевшими послужить в Красной Армии. Тогда они могли выглядеть убедительнее.
Энкаведешники -- те вообще включали в подобные переодетые "спецназы" прежде всего бывших бандеровцев -- тех не надо было учить правилам игры. У не грузящейся моралью власти есть много способов заставить людей служить себе -- даже против собственных убеждений. Самый простой -- взять в заложники семью. И обе стороны той войны вовсю пользовались этим способом.
Мне жалко людей, которых угораздило жить или попасть на Западную Украину в те кровавые годы. Им некуда было деваться. Их насильно забривали в Красную (потом Советскую) Армию. Их насильно уводили в лес -- воевать против этой армии. И тех и других возглавляли отмороженные догматики-садисты. Одни зверствовали в охотку -- потому что были мерзавцами по своей натуре. Других заставляли жечь дома и расстреливать мирных обывателей принуждениями, угрозами.
Понимаю, с той и с другой стороны были какие-то яркие люди и яркие эпизоды, поступки. Потому что в любой армии могут быть люди, которые поднимаются в бой с упоением. Но большинство-то идёт в атаку под страхом суда и расстрела.
Поэтому любые попытки героизировать ту братоубийственную войну вызывают во мне брезгливость. Это была трагедия миллионов людей. Независимо от того, по какую сторону баррикады они тогда оказались. И бандеровцы и сталинисты ничего хорошего народу дать не могли. И те и другие были по своей сути разрушителями, и те и другие насаждали свою власть насилием и ложью -- ничего другого у них просто не было.
Надо говорить правду о том времени, какая бы она ни была. Надо говорить о тех людях -- чтобы извлечь какой-то опыт из их жизни и их ошибок.
Надо только понимать, что победа бандеровского фашизма была бы для Украины таким же страшным бедствием, как и победа фашизма советского. Надо понимать, что это была война двух очень, очень плохих, омерзительных Плохишей, в которой непонятно зачем погибли многие тысячи Кибальчишей, их жён, детей, родителей, товарищей -- всех, кто в какой-то неподходящий момент оказался в неподходящем месте.