Обычно этот ярлык начинают использовать только в старшем подростковом возрасте. Считая что в более ранние годы отставание носит скорее временный характер - и со временем всё как-то нивелируется.
В Израиле запросто можно встретить четырёхлетнего ребёнка в подгузнике, пятилетнего - с соской. Родителям лень чему-то учить, к чему-то приучать своё чадо, и они ждут, что всё рассосётся без усилий, само собой. Конечно, к десяти годам и соска и подгузники остаются позади. Но, у меня такое ощущение, что из-за всякой такой ерунды, из-за того, что самые обычные вещи доносят до детей с огромным опозданием, инфантилизм накапливается в них, как радиация или канцерогены.
Сегодня гулял с внучкой на детской площадке. Пришла мама с девочкой лет 4-х. Девочка начала что-то канючить у мамы - а через минуту упала на газон и с воплем стала сучить ногами-руками.
В параллельном с внучкой классе учится мальчик. Моя пошла в школу в 5, сейчас, в конце учебного года, ей 6, но большинство её одноклассников всё же на год старше. Скорее всего - мальчику уже 7. Но, если мама чем-то ему не угодила, он тут же начинает махать руками-ногами, истерить... Интересно, через два года он будет вести себя так же?
У меня трое собственных детей, шесть внучек - не помню, чтобы кто-то из них вёл себя подобным образом. Трудно из пугливого ребёнка сделать отчаянно храброго, но подобная истеричность, подобная распущенность, мне кажется - это не просто индивидуальная особенность ребёнка, но и следствие лени родителей, которым не хочется напрягаться, приучая дитя к самодисциплине и самоуважению. Ведь и соска с подгузником у обсуждающего мультики бутуза - это результат отсутствия у него элементарного чувства самоуважения. Самоуважения, которое должны, обязаны сформировать родители.