Но речь о лагерях не на Колыме, а в самой Москве. Оказалось, таких лагерей было много. О некоторых из них я знал и раньше. Я знал о лагерях, которые были прикреплены к большим стройкам. Но были лагеря и при заводах. Прежде всего заводах, выпускающих мины и снаряды.
«…производством мин в московских лагерях занимались главым образом подростки и женщины, осужденные по указам 1940 года, устанавливавшим срок в несколько месяцев тюремного заключения за прогулы и опоздания. Подпадали под эту меру наказания и студенты фабрично-заводских училищ. К слову, прогулом тогда считалось опоздание больше чем на 20 минут.
По указу от 26 декабря 1941 года также судили за дезертирство с военных предприятий: рабочие производств, выпускавших военную продукцию, были приравнены в правах к военнослужащим, поэтому опоздания и неприход на работу стали рассматриваться уже как дезертирство. (…)
Жили заключенные часто в цехах, в которых работали, либо в общежитиях, устроенных в соседних корпусах. Спали, как правило, на двухэтажных деревянных нарах».
…
Что касается географии, для меня было открытием, что хорошо знакомое мне начало Первомайской улицы было до 1953-го года лагпунктом Измайлово, зеки из которого и строили дома на Первомайской. А совсем рядом на 13-й Парковой был ещё один лагерь.