Но, с другой стороны, ни один другой памятный день не сопровождается таким обилием пены, показухи и лжи. И власти страны в этот день лгут много и чрезмерно. Делая упор на героизме, энтузиазме, духовном подъёме…
Я родился через 12 лет после той войны. И многие её ветераны были ещё совершенно нестарыми людьми. И хорошо помнили, как всё было на самом деле.
Отец моего одноклассника, домашний дебошир и выпивоха, был в войну танкистом. И то, что выжил, приписывал одному лишь везению. Почти все, с кем он начинал воевать, сгорели в своих танках. Само воспоминание о тесном металлическом коробе, выбраться из которого было непросто даже в обычной ситуации, а не то, что в бою – навевало на него ужас.
Позднее, уже в Москве, познакомился с капитаном первого ранга. Подводником. Который, пробыв несколько дней в подлодке на глубине (после торпедной атаки на немецкий конвой их забрасывали глубинными бомбами) боялся любого закрытого пространства. Даже лифта. Они тогда едва не задохнулись.
Помню мать Зои Космодемьянской, которая с каким-то садистским восторгом рассказывала про то, как фашисты издевались над её дочерью. Мне было лет 10 – но к этой тётке я потом испытывал стойкую брезгливость. Как выяснил потом – не только я один.
В общем, праздник действительно великий. Это я имею в виду даже не победу над Германией. Которая принесла половине Европы жестокую советскую оккупацию. А просто окончание войны. Для большинства советских людей именно это было главным. Что вернутся мужики, что начнётся нормальная жизнь. Надежда, что отменят через год-другой продуктовые карточки и появится возможность хоть иногда поесть досыта…
А, в общем – и днём Победы, и днём Катастрофы могли быть выбрать другие дни. Но выбрали эти. Чтобы объединить мысли и чувства миллионов людей. Обратить всех к одной теме.
Всех с праздником!