?

Log in

No account? Create an account

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Маршрутки – современные галеры.
avderin
Разговорился тут с одним молодым парнем из Киргизии. Он работает водилой на маршрутке. Рассказывает, что рабочий день – 18 часов. Четыре рабочих дня, потом два выходных, потом снова четыре рабочих. Говорит, что уже к концу 3-го дня накапливается страшная усталость. Домой в эти дни не ездит, около гаража есть небольшая общага – где можно поспать. Иногда даже до общаги нет сил дойти, ставит машину на место – и засыпает прямо за рулём.
Дневной план – 12 тысяч. Плюс тысячи три уходит на топливо. Ему после этого остаётся 4-5 тысяч рублей. В очень удачный день может быть до 6.
За несколько лет жизни в Москве он получил российское гражданство. Скорее всего, женился. Оформил ипотеку, взял квартиру – и теперь будет расплачиваться за неё 20 лет.
Скажем, 4,5 тыс. в день – это за за 20 рабочих дней 90 тысяч. Полторы штуки баксов. За 360 отработанных часов. Даже больше. Потому что за руль водитель садится за полчаса до выхода на конечную станцию. И те же полчаса, закончив смену, добирается до гаража. Это время рабочим не считается. 18 часов он должен пробыть на линии.
По КЗоТу в России восьмичасовой рабочий день. Ну, водители обычно работают по 12. Но зато – через день. 12х15=180 часов в месяц.
У всех прочих обычно получается 8х22=184 рабочих часа в месяц.
То есть у этого парня – двойная переработка. Это просто каторжные условия труда. Поэтому даже русские водители в маршрутках – они обычно не москвичи. Они из Курска, Рязани, Белгорода… Где полторы тысячи баксов заработать невозможно. Снимают в Москве вдесятером какую-нибудь лачугу в пригородах или живут вповалку в таких водительских общагах при гаражах. Месяц отработал, съездил на неделю к семье. И так – годами. Об автобусных парках, где работают москвичи, где соблюдаются хоть какие-то законы, даже платятся больничные, они говорят просто с придыханием. Попасть туда – это мечта.
Спрашиваю у парня, ведь существует же контроль за состоянием водителей. Рабочий день у водилы не должен быть больше 12 часов. Говорит, что им просто выписывают две маршрутных карты (или, не знаю, как правильно называется этот документ). На 12 часов со стольки до стольки. А потом другую – по которой он работает следующие 6 часов. Вот такая система. И когда водитель маршрутки не совсем аккуратно едет или перестраивается перед вами - не удивляйтесь. После нескольких рабочих дней по 18 часов человек просто пребывает в полусумеречном состоянии.

  • 1
Обычный капитализм в условиях небогатой страны и полного отсутствия реальных профсоюзов.

Как раз недавно довелось читать немного про рабочее движение в США 100 лет назад. Тогда там тоже рабочий день был ненормированный, поэтому для неквалифицированных рабочих 12 рабочих часов с одних выходным в неделю было обычным делом. Но ведь они боролись за свои права, вплоть до кровавых столкновений с полицией. Праздник 1 мая - это ведь тогда за нынешний восьмичасовой день люди бились.

Ну а в России сейчас - как в США 100 лет назад. Бесправие работника, всевластие работодателя.

  • 1