Я наконец-то добрался до открытой в конце 2015 года новой мечети на проспекте Мира. Слева на фотографии здание европейского медицинского центра, справа - Олимпийского стадиона.
Архитектуру мечети я определил бы как просто фантастический китч. Такая прянично-кремовая постройка в духе диснеевского мультсериала про Алладина.

Меня вообще удивляет возникновение в Москве некоторых построек. Ведь должен быть какой-то профессиональный архитектурный худсовет, рассматривающий вопрос о соответствии проекта хотя бы самым примитивным эстетическим нормам. Чтобы новые постройки не уродовали улицы города.
Но, поезд ушёл, что выросло - то выросло... А ведь при тех деньгах, которые ушли на строительство, можно было нанять по-настоящему талантливых архитекторов и сделать что-то красивое.
С одной стороны, я всегда был противником цензуры, с другой - понимаю, что в архитектуре она нужна. Концерт спели - и всё. Фильм сняли - и, если он совсем бездарный - его быстро забудут. А такая мечеть будет стоять сотни лет. Собственно, её с этой мыслью и строили. Правильная мысль. Если бы ещё и художественная часть проекта была на уровне...

Олимпийский стадион.

Порадуемся за людей, у которых теперь есть место для общения и моления. Плохо ли, хорошо - но Москва многонациональный город. Скажем, лично мне многонациональные города нравятся. Они намного интереснее монокультурных. Это порождает свои проблемы. И здесь задача властей города и страны - контролировать подобные процессы, не позволяя приезжим садиться на голову местным, создавая условия для сотрудничества и добрососедких отношений. Эти проблемы есть и в самых богатых странах западной Европы. И там тоже власти плохо с ними справляются.
Ограда комплекса.
Декоративные решётки на окнах.
Внутри обнаруживаешь, что мечеть имеет достаточно необычное объёмно-пространственное решение. Высокий подкупольный зал-колодец окружён многоугольником очень глубоких балконов. Думаю, при полностью заполненной мечети 80% молящихся занимают именно балконы или пространсто под ними на основном этаже.
Глубокое подбалконное пространство главного этажа. Всё застлано толстым ковром. Люди передвигаются бесшумно. Можно сесть, прислонившись спиной к колонне. Или присесть на скамейку. Мусульманская молитва предполагает расслабленное комфортное состояние. Когда ни холод, ни лишний шум, ни боль в ногах не отвлекают от молитвы.
Как это отличается от тяжёлого долгого стояния на службе в православном храме! Правда и там можно присесть на скамейку. Но, подспудно предполагается, что скамейки стоят для совсем уж старых и немощных.
Здесь я целиком на стороне ислама: молитва не должна сопровождаться лишними неудобствами и напрягами. Которые, на самом деле, от этой молитвы отвлекают.
Витражи.
Декорированное спиралью подкупольное пространство с огромной хрустальной люстрой.
Ограждение балконов выполнено из ажурных мраморных плит.
Пространства в глубине освещаются вот такими люстрами.
Лестница из раздевалки в молельный зал.
Вешалки для одежды.
Стеллажи для обуви.
В стамбульских мечетях у входа обычно лежат, висят полиэтиленовые пакеты. Кто боится за свою обувку, кладёт её в пакет и носит с собой.
Садака - пожертвования. Иногда сообщается, на что именно пойдут эти деньги. У иудеев это называется цдака. Даже из этих двух слов видны общие корни двух религий.
Перед входом в мечеть принято совершать омовение. Чтобы предстать перед богом чистым не только духовно, но и телесно.
Здесь комната омовений, приспособленная для инвалидов. Я не стал туда заглядывать.
А в общую комнату омовений заглянул.
Ряды умывальников.
Места с табуреточками, где можно помыть ноги.
Традиционный мусульманский унитаз. У мусульман мужчины традиционно мочатся сидя - как женщины. Когда одетые в афганские шаравары и чалмы советские спецназовцы шастали по горам в Афгане, их предупреждали, чтобы не вздумали писать стоя - таким образом можно было спалить всю группу. В горах подойти к человеку близко бывает иногда сложно. Даже на расстояния слышимости приблизится не всегда удаётся. Но зато видно его за километры.
В каждой туалетной кабинке есть душ для подмывания. А бумаги используют как полотенце. Это традиционный восточный подход к данному процессу.