Всё русское объявлялось имперским, навязанным, чуждым… А кто не согласен – тому чемодан-вокзал-Россия.
Собственно – и отделение Крыма с Донбассом были спровоцированы откровенно антирусскими, ущемляющими права половины населения страны, законами.
Мне теперь говорят, мол, мало ли идиотских законов принимается в самых разных странах – но не все же они исполняются. И никто в Украине никого не преследует за разговор на русском. Можно даже заявление в милицию на нём написать. Да. Так. Но эти законы именно потому и не исполняются досконально – что Крым уже отделился, и Харьков мог отделиться, и Днепропетровск… Ребята поняли, что затеяли опасную игру – и отыграли назад. Не до конца – но отыграли. Законы остались – но в их исполнении никто особо не усердствует.
Почему выступления за права одной нации часто сопровождаются ущемлением прав других наций? Уникальна ли в этом отношении украинская ситуация. Когда взамен русского имперского навязывания языка и культуры пришло ещё более яростное украинизаторское шовинистическое давление. При том, что в стране живут и молдаване, и венгры, и гагаузы… Почему навязывать что-то русское – это плохо, а навязывать, выкручивая руки, то же самое украинское – это хорошо? Ведь, если украинцы имели право отделиться от России, то и, скажем, венгры Закарпатья, точно так же, должны иметь право выйти из Украины? Либо мы признаём право всех на самоопределение, либо вообще об этом не заикаемся.
К сожалению, украинская ситуация абсолютно типична для националистического всплеска. В постсоветской Грузии началось навязывание всего грузинского. В результате от неё отделились Абхазия и Аджария. И населённую многими этносами страну несколько лет сотрясала гражданская война. Разделение сторон не всегда происходило по национальному или языковому признаку, но при этом национальная составляющая была одной из главных компонент раскола общества. Воинствующий национализм правителей пугает даже многих представителей титульной нации и подвигает их на оппозицию, на борьбу.
Обратим свои взоры к более давним временам. Венгерская революция 1848 года. Венгры хотят выйти из-под Австрии. В стране даже все официальные документы в этом момент оформляются только на немецком языке. И венграм надоело быть людьми второго сорта.
Но, революционное правительство тут же чётко обозначает свою позицию в отношении управляемых им национальных территорий бывшего Венгерского королевства. Никаких хорватов в Хорватии нет. Никакого хорватского языка нет. Учите венгерский – или чемодан-корабль-Америка. Никаких словаков тоже нет. Словакия – это старая венгерская земля. И никаких сербов не существует. Это всё пережитки турецкого ига. Только венгерский язык, только венгерская культура и вся власть, все законы из Будапешта.
Когда немцы-австрияки гнобят венгров – это плохо, а когда венгры гнобят кого бы то ни было – это хорошо, это замечательно, это справедливо. Даже то, что национальные меньшинства за многие десятилетия сумели выбить у австрийских императоров, венгерские революционеры у них отбирали одним махом.
В результате на национальных окраинах эти реформы были встречены в штыки. И хорватские полки вместе с присланным Николаем I корпусом Паскевича задушили венгерскую революцию.
Так что, политика двойных стандартов появилась не вчера. И полученные на этом пути шишки никого ничему не научили.
Нельзя добиться свободы только для украинцев, или только для венгров, или только для рыжих, или только для лысых…
Или свобода для всех. Или – никакой свободы, на самом деле, нет.
А люди, которые счастливы, когда политики дают им сегодня преимущество над другими, потому что у тех не тот цвет кожи или разрез глаз, не понимают, что такие политики без зазрения совести, если им будет выгодно, пожертвуют завтра и их интересами. Если в обществе есть справедливость – она есть. Если её нет – и тебе отдали чужую пайку, отняв её у кого-то – не радуйся. Завтра точно так же могут отнять всё у тебя.
P.S. Кстати, царь Николай послал в Венгрию свои войска с большой неохотой . Не по идейным причинам. А просто ему не хотелось разруливать проблемы австрийского престола за свои деньги и жизнями своих солдат. Это Путин готов помогать Асаду удержаться у власти за счёт российских налогоплательщиков.
После подавления революции Николай рассчитывал на благодарность австрияков хотя бы в плане дипломатической поддержки. Но в 1853-м году разразилась Крымская война - и австрияки, хоть и не стали в ней участвовать, но поддержали в этом конфликте вовсе не Россиию. Для Николая это было неприятным сюрпризом. Думаю, Путин тоже надеется, что Асад будет ему благодарен теперь по гроб жизни. Боюсь, он тоже очень ошибается. Имея дело с подобной публикой, будь готов, что они и тебя продадут за три копейки.