?

Log in

No account? Create an account

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Самый лучший возраст.
avderin
Не вообще самый лучший – хотя, конечно, быть молодым и здоровым лучше, чем старым и больным. А самый лучший возраст для того, чтобы управлять министерствами, странами и большими компаниями.
Написал тут пост о молодёжной составляющей в большевистской революции
https://avderin.livejournal.com/1122382.html – и захотелось продолжить.
Я всегда был противником геронтократии. И всегда считал, что большими структурами и сообществами должны управлять молодые. Ну, вряд ли 15-летние, но 35-40-летний премьер-министр для меня более естественен, чем 70-летний. К сожалению, 70-летних на высоких постах больше.
К 40 годам человек успевает накопить не только профессиональные знания, но и подкрепить их каким-то собственным статистическим опытом. Пройти через какие-то рабочие кризисы и переплёты – и научиться действовать в нештатных ситуациях.
Кроме рабочего, профессионального, опыта есть уже и опыт человеческий, житейский. Человек успевает обзавестись семьёй, у него учатся в школе (или даже в институте) дети, потихоньку старятся родители. По ходу собственной жизни он сталкивается с проблемами детских садов, школ, больниц, поликлиник, с транспортом, социальным страхованием, пенсионными делами…
Накапливаются самые разносторонние впечатления и знания о разных сторонах окружающей жизни. Знания очень полезные для управления большим городом или коллективом.
С другой стороны – есть ещё здоровье, азарт, понимание новых технологий, готовность воспринимать всё новое. Потом это угасает – и человек будет жить представлениями вчерашнего дня. Не только в силу инертности и косности, но и потому, что большая должность – это большая занятость. Времени учиться и оглядываться по сторонам просто нет. И, хотя бы поэтому надо иногда остановиться, взять тайм-аут, отдышаться, посмотреть, что нового появилось в мире… Мне нравится, что врачей раз в несколько лет отправляют на учёбу. Им рассказывают о новых лекарствах, о новых технологиях, о новых приборах… Это очень правильно. Но никто не отправляет на подобное переучивание министров и директоров заводов. Хотя и в их сфере деятельности тоже происходит много нового.
Спросите, а что делать с 50-летними стареющими министрами? Не отправлять же их на пенсию? Правда, в сталинские времена ротация обеспечивалась ещё проще – наркомов регулярно расстреливали.
Нет, я не предлагаю никого расстреливать. И не предлагаю премьер-министру «за 50» или «за 60» идти в дворники. Если он был толковым премьером – он может писать учебники для менеджеров, консультировать преемника, преподавать в институтах, работать в советах директоров в крупном бизнесе. Уйдя из премьеров, толковый человек никогда без дела сидеть не будет. Более того, освободившись от госслужбы, он будет зарабатывать во много раз больше, чем на казённой должности.
При такой системе добровольной ротации можно создавать при действующем премьере или мэре консультативную (или даже с какими-то оговоренными законом правами) коллегию из его предшественников. Таким образом – они не отстраняются полностью от своей прежней работы и могут даже влиять на принятие каких-то решений.
Большая должность требует большого напряжения. Жить в этом накале, в этом режиме постоянного горения долго просто невозможно. Значит, или человек перестаёт нормально работать из-за хронической усталости. Или он начинает халтурить, забивая на какие-то дела. И то и другое одинаково плохо. Плохо для общества. Потому что это замедляет его развитие.
Поэтому – не надо стремиться сидеть в высоком кресле до глубокой старости. И не надо рассматривать потерю должности как крах всей жизни.
Существуют же профессии для молодых. Биржевыми брокерами никогда не работают 70-летние. Это верный способ схлопотать инфаркт уже через несколько месяцев. С другой стороны – бывшие брокеры вовсе не идут мести дворы. Набравшись опыта, они находят более спокойную, а часто при этом – и более прибыльную, работу. Брокерство для них – это определённый период жизни. Это какая-то школа, дающая путь для дальнейшего движения.