?

Log in

No account? Create an account

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Исламский социализм.
avderin
Когда ходишь по Стамбулу, обращаешь внимание, что рядом с большими мечетями стоят здания, на которых висит табличка «Вакф». Большинство туристов не обращает на них внимания. А на самом деле, это интереснейший институт. И любому человеку для расширения кругозора очень даже не мешает иметь о нём какое-то представление.
Почему исламские халифы, начав в 7 веке с нуля, за несколько десятилетий смогли создать огромную империю?
Потому что в основе новой религии лежали вовсе не ритуалы (хотя и они присутствовали), а какие-то этические представления о более справедливом мироустройстве.
В те далёкие времена не было таких понятий, как пенсия, социальное страхование. Их заменяла община. С появлением новой религии общины стали формироваться в том числе и по религиозному принципу. Вокруг той или иной мечети. Причём, человек, живущий в одном районе, может быть активным прихожанином культового учреждения в другом. То есть – сам может выбрать сообщество, к которому он себя относит. Между мечетями и их имамами (как и между синагогами или христианскими приходами) существует здоровая конкуренция за прихожанина. Который в данном случае голосует ногами. Человек не может сменить градоначальника, или выбрать, где ему платить налоги, но он сам может выбрать мечеть из тех, что есть вокруг.
Одно из ключевых понятий ислама – налог в пользу нуждающихся. Кстати, и у евреев существует обычай отдавать на это десятую часть заработанного. Не обязательно даже вносить их в кассу синагоги – можно самому, скажем, оплатить лечение соседа или купить комп для школы.
Но у сегодняшних евреев или христиан принято жертвовать деньги, а в исламе есть традиция жертвовать и имущество. Можно пожертвовать доходный дом, пароход, акции, земельный надел. Единственное условие – имущество должно быть доходным. И отдавать всё, назло детям, тоже нельзя. Максимум треть. Чтобы дети потом сами не прибежали за пособием. Жертвователь сам может определить, на что именно следует тратить доходы с подаренного. На образование, скажем, на содержание школы, на закупку медикаментов для больницы, или содержание дома престарелых…
Вот управлением таким имуществом и занимается вакф. Это как бы хозяйственный отдел мечети, занимающийся эксплуатацией иногда очень даже большого и разнообразного хозяйства.
Традиция насчитывает много веков. И хотя частичная секуляризация этого имущества производилась и султанами, и Ататюрком – отобрать всё не посмел никто. И есть дома и земли, которыми конкретный вакф управляет уже сотни лет. В соответствии с наказом умершего давным-давно человека.
В христианстве монастырям тоже дарили и дома, и земли, и лавки. И так же цари, когда не на что было вести войны, отбирали у монастырей их земли. Но в той же Турции религиозная благотворительность была (и осталась) намного более масштабной и последовательной, чем, скажем, в России.
В принципе, во всём этом вполне просматриваются элементы социалистической идеологии, зачатки общества социальной справедливости. Я не религиозный человек, я не верю ни в каких богов. Но, следует признать, что именно управляемая разумным и справедливым лидером религиозная община много веков была зачастую единственным прибежищем для нуждающегося в куске хлеба, ночлеге, утешении…
Да и нынче я сам видел священников, раввинов, имамов, которые умеют объединить вокруг себя людей для всяких добрых дел. И деньги они тратят не только на украшение икон и алтарей, но и на экскурсии для детей, покупку лекарств для больниц… И мне хочется снять шляпу перед этими людьми в знак большого уважения к их деятельности.
А, вспоминая наше недавнее прошлое, отмечу, что райкомы партии и их секретари ни разу не сумели составить конкуренции в качестве духовных лидеров старым сельским батюшкам и местечковым реббе. Партийные функционеры всегда были над народом, тогда как лучшие священники (любой конфессии) всегда шли в народ.