В наше время даже в самых единолично управляемых странах модно создавать всякие управляющие, совещательные органы. Которые хотя бы символизируют, создают видимость популярной ныне демократии.
Да, и как показывает долгий опыт человечества, реально управлять в одиночку просто невозможно. Нужны управляющие регионами и отраслями, нужны консультанты, подсказывающие решения там, где вождь ничего не знает и не понимает. А знать всё просто невозможно.
Чтобы управлять любым стадом, надо иметь хотя бы небольшую команду, способную выследить и подавить любую оппозицию, уничтожить в зародыше любой бунт, неустанно всех пинающую и постоянно напоминающую, что у стада есть вожак. Без этого о вожаке быстро забудут, перестанут платить налоги и поборы, а может, и просто задавят, затопчут, когда, пытаясь что-то диктовать, он встанет на пути толпы.
Но, иногда коллегиальный орган тянет одеяло на себя, а мечтающий о неограниченной власти руководитель – на себя. Существует давно наработанный опыт, как ограничить власть коллегии и перераспределить её в пользу индивидуума. В социалистических странах он использовался ещё большевистской ВКП(б).
Члены совета возражают и не хотят идти у тебя на поводу? Что делать?
Под лозунгом демократизации введи в совет новых членов. Естественно, полностью тебя поддерживающих.
Если при любых процедурах формирования совета не удаётся обеспечить в нём большинство для своих лизоблюдов – просто увеличь число членов совета, набрав в него совершенно случайных людей. Можно даже для этого инициировать реально демократичные выборы. Опять же, под лозунгом демократизации введи в совет представителей матерей-одиночек, слепых, глухих, больных СПИДом... Мол, нас интересует мнение всех представителей народа.
После этого совет станет абсолютно неработоспособным – и всем станет очевидной необходимость появления какого-то органа, управляющего деятельностью этого совета. Чтобы хоть как-то организовать его работу. Пришла пора создавать президиум совета – главное, укомплектовать президиум своими людьми. И после этого – вся власть у тебя в кармане.
Реально управляющий коллегиальный орган не может быть большим. Число его членов должно позволять проводить дискуссии с многократными выступлениями каждого. Когда Вася сказал, Петя возразил, Коля добавил, Вася возразил на колины добавления…
Сравните это, скажем, со съездом КПСС. На 26-м съезде было 4 994 делегата (для не знающих цифр повторю – почти пять тысяч!!!). Сколько из них могли выступить за семь рабочих дней? Так, на хера было собирать такую толпу? Исключительно для громкости аплодисментов и видимости народовластия. В реальности эти люди ничего не решали, и даже право голоса у них было исключительно теоретическое. А реально, была очень небольшая группа лиц, которая решала, кого и с каким текстом выпустить на трибуну, какие решения и в какой день будут приняты. Всё было определено заранее. Никакой самодеятельности, никаких экспромтов, ничего неожиданного… И бесконечные бурные аплодисменты.
Когда после Октябрьской революции руководители ВКП(б) взяли курс на узурпацию власти в государстве, им мешали не только малочисленные фабриканты и помещики, но очень часто – их привыкшие к свободе слова и бесконечным дискуссиям старые однопартийцы, считающие, что всё можно оспаривать и всех можно критиковать. Многие из них были при этом членами руководящих органов.
Лидеры большевиков начали увеличивать число членов ЦК и других коллегиальных органов. В том числе, за счёт не смыслящих в вопросах партийного строительства рабочих. Которые сидели на совещаниях, ничего не понимая, и зачастую голосовали по подсказке опекавших их аппаратчиков.
Причём, начал этот процесс вовсе не Сталин, а сам Владимир Ильич. Почитайте его последние статьи. У вождя мирового пролетариата явно был очень даже продуманный план по оттеснению старой партийной гвардии от власти. Собственно, для этого и был выдвинут лозунг, что государством может управлять каждая кухарка. Чтобы за спиной этих кухарок единолично править самому.
Придуманный Лениным хитрый план в связи с прогрессирующей болезнью Владимира Ильича реализовывал уже Иосиф Виссарионович. И, естественно, не в его, а в свою пользу. Тем смешнее выглядит "наивное удивление" "вождя мирового пролетариата", что "Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть". Ленин то ожидал, что эту власть по его плану будут собирать для него.
Но он ещё надеется вернуться. И очередной раз требует увеличить число членов ЦК до нескольких десятков или даже сотни.
После того, как раздутый в разы ЦК перестал поспевать за быстро меняющейся ситуацией (тем более, многие его члены работали в дальних регионах – попробуй, собери такой ЦК) встал вопрос об организации органа, замещающего ЦК между пленумами и быстро принимающего оперативные решения. Возникли Оргбюро, Политбюро, Секретариат, которые уже Иосиф Виссарионович наполнил своими, лично обязанными и преданными, людьми. Одни вопросы выносились на Политбюро, другие решались Секретариатом или Оргбюро. Что как было выгоднее решать тогдашним вождям – так то и решали. Вначале Сталин для создания перевеса в Политбюро против Троцкого объединился с Каменевым и Зиновьевы, потом вместе с Бухариным они выжили и Каменева и Зиновьева, потом, после опалы Бухарина, генсеку не нужны были никакие союзники – все места были заполнены откровенными холуями.
На десятилетия вперёд установилась единоличная власть – и дальше уже можно было ничего не менять. Ну, разделяли и сливали министерства, переименовывали наркоматы в министерства… - но сути дела это вовсе не касалось.
А теперь переместимся в наши дни. Прошедший в конце октября этого, 2017 года, 19-й съезд компартии Китая собрал 2280 делегатов. Которые, козе понятно, ничего не решали.
Съезд избрал ЦК КПК – это 300 человек. Тоже разбросанная по всей стране, не способная к оперативным действиям, толпа.
Естественно, такому Центральному Комитету просто необходимо Политбюро. Но, когда при очередной cменe власти в КПК кого-то из новых вождей не устроило тогдашнее Политбюро – он просто расширил его состав. До 25 человек. После этого Политбюро даже собирать стало сложно. И появился Постоянный комитет Политбюро – на сегодня в него входит 7 человек.
Если при следующей ротации руководителей новый генсек не сумеет найти общий язык с Постоянным комитетом – он расширит его до 30 человек, Политбюро до 100 – и появится насущная необходимость создания Президиума Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Нового узкого круга лиц, принимающих в стране практически все важные решения.
Теперь давайте посмотрим, а сколько членов насчитывают другие нынешние коллективные органы власти. Госдума РФ и Верховная Рада Украины – по 450. Палата представителей конгресса США – 435 человек.
Израильский Кнессет – 120 депутатов. И я не считаю, что, если их число увеличить в пять или десять раз – Кнессет станет эффективней. В нём и сейчас слишком много занимаются интригами, дележами постов и словоблудием. А при увеличении числа депутатов – всё это возрастёт в разы. Я слишком хорошо помню Верховный Совет СССР, который, на самом деле, ничего не решал, но насчитывал более полутора тысяч человек.
Так что, демократия и видимость демократии – это очень разные вещи. И искусственно раздутые представительские властные органы никакие решения зачастую принимать и продвигать просто не способны. Выполняя чисто декоративные, маскировочно-фасадные функции.
Всё зависит от места данного органа среди других властных структур страны. И от сложившихся в стране традиций. Сегодня традиции часто играют роль даже большую, чем законы.