avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Фальшак или нет?

Брожу иногда по музеям, смотрю на тамошних рубенсов и шагалов – и думаю: Какой же это Рубенс? И меня хотят убедить, что это Шагал? Кто и с какого бодуна решил, что это Рембрандт?
И много иногда бывает подобных мыслей. Вообще в музеях, особенно не таких старых и больших, как Лувр и Эрмитаж, не обладающих к тому же их мощной научной частью, фальшаки или неправильно атрибутированные работы обнаруживаются достаточно часто.
Но и при этом я не тороплюсь озвучивать свои сомнения, понимая, что атрибуция работы – это очень сложная и кропотливая работа. Что внешний осмотр работы – это малая и самая простая её часть. И может быть эти работы и на самом деле рубенсовские или рембрандтовские.
Например, Рембрандт состоялся как художник достаточно поздно. В молодости же налегал на бизнес. И даже разбогател. А потом он всё больше и больше уходил в искусство – для бизнеса это кончилось печально. Невозможно полноценно сидеть сразу на двух стульях. Жизнь свою художник закончил в стеснённых условиях. Так что, его ранние работы в подмётки не годятся картинам зрелого периода.
Широкая публика знает великих художников по их самым лучшим работам. Которые висят в крупнейших музеях. Которые мелькают на бесчисленных репродукциях. Но у этих авторов были и неудачные работы, были периоды болезней, депрессий, запоев… И на одну удачную работу от художника запросто может остаться десять откровенно неудачных. Лувр и Британский музей такие работы не покупают, а вот музеи поменьше и победнее, хоть и не покупают, но в подарок берут весьма охотно. И, более того, помещают эти работы в основную экспозицию. Собственно, из-за этого они и попадают в какое-нибудь провинциальное собрание, а не в Лувр. Принять подобный подарок готов любой музей, но вот выставить на постоянку – если работа не тянет…
А я прихожу потом в такой провинциальный музей, вижу такую работу – и начинаю крупно в ней сомневаться. А на самом деле работа подлинная, настоящая. Просто – не очень удачная.
С другой стороны, иногда музеи выставляют и фальшаки. Даже понимая, что это такое. Вот, пришёл даритель, говорит: Готов вам оставить 50 картин, но вы их все должны выставить – я даже зал отдельный для этого построю.
Половина картин для музея интересна, другая – нет. Но даритель настаивает на том, что все они подлинные, все шедевры и все надо выставить. Иначе он подарит их другому музею. Дирекции не хочется упускать пару настоящих жемчужин – и они соглашаются. Понимая при этом, что в профессиональной среде подобный поступок вызовет большое ехидство.
Такова жизнь!
Tags: Искусство, Музеи, Художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments