avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Искусство принадлежит народу. Часть IV.
avderin
Кто в Москве должен двигать искусство в народ? Ну, для этого существуют: министерство культуры РФ, городское управление культуры, соответствующие подразделения при округах…
Я не скажу, что они ничего не делают. Город организовывает массу бесплатных (для зрителей – не для города) выступлений артистов на площадях и в парках, устраивает конкурсы, театрализованные представления… Апофеозом здесь является День города в первую субботу сентября.
Но по части изобразительного искусства я отдал бы приз своих личных симпатий вовсе не этим организациям – хоть они и тратят на культуру большие бюджеты.
В нашем городе есть такая организация ОАО Московская объединённая жнергетическая компания – МОЭК. Она на 90% принадлежит городу и снабжает 70% его жителей теплом и горячей водой. Для этого по всему городу у неё есть более 9 тысяч тепловых пунктов. И очень многие из этих тепловых пунктов расписаны граффитирайтерами со всех четырёх сторон – от асфальта до крыши.



Один из таких авторов писал мне, что расписывал ЦТП (центральный тепловой пункт) бесплатно – хозяева предоставили только стены и расходные материалы (краску). Но художники были благодарны уже и за это.
В сети видел, что в 2009 и 2010 годах МОЭК проводил граффити-фестиваль «Энергия мечты». Сейчас уже во многих местах проводятся подобные фестивали. Как я понимаю, особо больших денег устроителям это не стоит, но красоты городу добавляет существенно. Плюс радость зрителей, возможность выразить и показать себя для увлечённой творчеством молодёжи. В общем, при том, что, наверняка можно к чему-то придраться, проект получился интересный и даже в масштабах огромного города очень заметный.
Другим большим оператором теплосетей является ОАО Московская теплосетевая компания – МТК. И на их будочках я всё чаще вижу большие художественные работы.



Не отстают и энергетики. Раскрашивать работающую трансформаторную подстанцию категорически нельзя по соображениям безопасности. Но их украшают в централизованном порядке ещё перед запуском.



Так получилось, что в Москве именно жилищно-коммунальные организации оказались в авангарде художественно-просветительской работы.



Вспомню и о Московском метро. Здесь и поезд "Акварель" с репродукциями работ русских художников.



(Фото с http://v-mire-snov.livejournal.com/11159.html)

И выставочный зал (фотогалерея «Метро») прямо в павильоне станции «Выставочная».

РЖД тоже проводит культурно-массовые мероприятия. Не буду говорить о ДК РЖД, где выступают лучшие певцы, чтецы и театральные труппы. Не буду говорить о показах мод в Казанском вокзале – туда пускают по билетам. Сейчас мы говорим не о людях, которые идут к искусству, а об искусстве, которое само идёт к людям.
Железнодорожники, например, возили по России джаз-коллектив Алексея Колосова. Музыканты играли прямо на вокзалах – на платформах, в залах ожидания. На большом вокзале публики всегда много. Акция называлась «Джаз-трэвэл».

Есть в Москве уличный театр «Огненные люди» -- ну, очень зажигательный коллектив. Они играют, поют, жонглируют, ходят на ходулях. И всё это сопровождается огненной феерией. То есть, сам жанр предполагает работу на воздухе: в городских парках, на площадях.



А выставки фотографий на Бульварном кольце. Я помню, когда на Чистых прудах выставили огромные стенды с работами Артуса-Бертрана – посмотреть их специально приезжали тысячи людей. Ни один выставочный зал такую толпу принять бы не смог.
Помяну и ГУМ, хозяева которого тоже регулярно устраивают выставки прямо в проходах магазина. Ведь редкий музей может похвастать такой посещаемостью, проходимостью, как универмаг на Красной площади.

Так что за последние десятилетия был накоплен немалый опыт хождения в народ самого разного искусства. В том числе и очень качественного. В советские времена подобное тоже было, но слишком часто именно настоящее искусство не могло выйти на публику, не могло пробиться через цензурные препоны, многоступенчатые «художественные» советы, а на зрителей и слушателей девятым валом обрушивалась низкокачественная идеологическая халтура.
В Лосиноостровском районе Москвы в районе Изумрудной улицы и Янтарного проезда ещё года 4 назад были расписаны торцы нескольких пятиэтажек. В Инете я читал, что кроме россиян в проекте участвовали ещё и голландцы. Замечательные работы. В городе масса глухих унылых стен – только нигде этот почин почему-то не нашёл продолжения. Понимаю, что за эту работу пришлось платить. Вряд ли много. Но зато и качество работ на голову выше, чем на бесплатных ЦТП.



Не хочу попрекать ни авторов, ни инициаторов украшения ЦТП -- первым я благодарен за их бесплатный труд, вторым -- за почин. Сложно украсить больше 10 000 тепловых пунктов города высокопрофессиональными шедеврами. Пусть будут работы разного уровня, разных тематик, стилей...
Но, сколько в Москве художественных училищ и вузов, сколько по-настоящему талантливых самоучек – многие авторы, чтобы заявить о себе, готовы работать за очень умеренные деньги.
Мне кажется, в городском управлении культуры должен существовать список поверхностей, которые могут быть расписаны, и должен, скажем, раз в месяц собираться экспертный совет из художников, искусствоведов – чтобы рассматривать проектные эскизы тех, кто готов заполнять эти пространства. Должны быть конкурсы между авторами за самые "лакомые" поверхности и какие-то призовые деньги… В мире существует уже столько наработок по сотрудничеству художников и муниципалитетов…
Так что, пора уже и нашим городским «культурным» отделам и управлениям окончательно проснуться, не надеясь на инициативу директоров всяких ОАО, для которых культура вовсе не является профильным занятием.
Думаю, тот же МОЭК оплатит из своего кармана профессиональные работы на части ЦТП -- если какое-нибудь управление культуры проведёт за него всю подготовительную и надзорную работу: организует конкурс, определит победителя, подготовит грамотный договор, проследит за исполнением (чтобы краска не начала облезать через два года). Потому что в штате МОЭК искусствоведов, думаю, нет -- и заниматься этим некому.

  • 1
Хорошая тема. Ее довольно многие исследовали. Работы есть весьма достойные:
http://russiantowns.livejournal.com/1627497.html, http://dmitrykogan.livejournal.com/24167.html и особенно http://russiantowns.livejournal.com/1228444.html

Чтобы поднимать качество работ - в этом должен участвовать город. И не то, что это спихнули всё на тётку, которая курирует детские изостудии. Здесь должен быть грамотный искусствовед, который будет заниматься только этим. Должен быть нормальный бюджет. Гласно, открыто распределяемый не одним человеком, а каким-то худсоветом. Должны быть открытые обсуждения проектов... И тогда уровень работ будет постоянно расти.

"Грамотный искусствовед" и худсовет все только испортят. Как-то по другому надо - может, лучше им просто не мешать. Вот есть совершенно чумовой парень - http://183.livejournal.com/profile (его называют "русский Бэнкси", хотя фигура не менее самодостаточная. Ну зачем ему худсовет?

Худсовет нужен, чтобы платить деньги. Если за одну из десяти работ платят деньги - кто-то должен выбрать - за какую именно. В Иерусалиме есть самодеятельные граффити энтузиастов. И есть работы профессионалов, согласованные с городом - за них город платит. И на эти гранты очень большой конкурс, много желающих. Отсюда и уровень работ. Это и самодеятельность подтягивает. У талантливых ребят появляется реальная возможность стать профессионалами, начать с этого кормиться.
А 183 - действительно, классные работы. Они уже часто выходят за рамки стрит-арта. Их можно воспринимать, как выставочные концепты. Хотя он их и вписывает в улицы.

Edited at 2012-07-23 04:03 am (UTC)

Видимо, мое представление о худсовете не идет дальше совковых времен.

спасибо большое. хороший материал

я думаю, нам, как энтузиастам, можно было бы для начала сделать портал, освещая и популяризируя паблик-арт в москве, собрать сообщество. а после лоббировать в администрации города

Соберитесь, сделайте. Я в ближайшее время живу в Иерусалиме, но мне интересно, что творится в Москве тоже. Я туда буду временами возвращаться.И, если вы что-то замутите - я буду участвовать. Давать материалы. В т.ч. и по Москве.
Вот выше мы общались с Дмитрием Коганом - он очень хорошо ориентируется в теме и у него просто роскошный фотоархив на эту тему. Я думаю, он тоже не откажется.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account