avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Про Рембрандта и честное отношение к своему ремеслу.
avderin


Узнал совершенно случайно: оказывается, сегодня, 15 июля – день рождения Рембрандта (1606-1669).
Бывают великие художники, а бывают грандиозные. Для меня Рембрандт относится к гигантам, которые входят в 10-20 величайших художников даже не своего столетия, а тысячелетия. В музыке по значимости я могу сопоставить его с Бетховеном или Чайковским.
Судьба его парадоксальна. Во-первых, чем лучше и интереснее он работал – тем хуже покупались его работы. Хотя меня это не удивляет. У искусствоведов и рядовых зрителей (которые обычно и выступают заказчиками) всегда были очень разные представления о красоте.
Во-вторых, художникам редко удаётся выстроить свою карьеру как однозначное и постоянное восхождение – выше и выше, лучше и лучше. Сперва этому мешает соблазн пойти на поводу у заказчиков, которые хотят выглядеть на картинах красивее и умнее, чем они выглядят в зеркале. А потом уже и возраст начинает ставить палки в колёса: глаз по-другому воспринимает цвета, рука утрачивает твёрдость, котелок уже варит в разы медленнее… Художник не балерина, он может работать и на седьмом десятке, но при этом, обычно откровенно слабее, чем на третьем.
С молодости имея массу хорошо оплачиваемых заказов, Рембрандт не держится за них – гораздо больше его интересует разрешение поставленных самим перед собой творческих задач. Кто платит – тот и диктует. Желающих платить становится всё меньше – художник не желает слушать советы работодателей, он делает всё по-своему. Ему были чужды пафос и любая показуха – а именно они являются в искусстве самым желанным и самым продаваемым товаром.Не имея заказчиков, которым нужны его шедевры, Рембрандт создавал их для себя. Подолгу шлифуя и доводя до ума каждую работу, он состязался с самим собой, стараясь каждую следующую работу сделать лучше предыдущей. Впадая в бедность, не ныл, не пил, не изменял своим принципам – он просто работал. Много, трудно, упорно…
Подобное честное отношение к своему ремеслу и своему таланту и сегодня может служить примером не только для художников, но и для литераторов, музыкантов… и даже политиков. Думаю, именно понимание, что он на голову выше всех окружающих его художников, и придавало Рембрандту такую спокойную уверенность.
Великие художники часто бывают редкостными мерзавцами. У меня есть целая теория на этот счёт. Приблизительно такая: чтобы сделать карьеру, надо много заниматься своей карьерой и собой. Не отвлекаясь на малых детей, на больных стариков, на чистку картошки и мытьё полов… Рембрандт никогда не был зациклен, замкнут на своей карьере. Круг его интересов был очень широк, он никогда не был деспотом и эгоистом. В жизни Рембрандт был очень мягким доброжелательным человеком, нежным мужем и трогательным отцом. Сохранились его письма к сыну. Которого он очень любил, и который был в последние годы его самым близким другом. Думаю, именно смерть Титуса и подкосила художника. Своего уже взрослого ребёнка он пережил всего на год.
В рисунке и гравюре Рембрандт такая же масштабная фигура, как и в живописи. Именно поэтому я решил привести здесь его рисованный автопортрет. На нём художнику 23 года. Взял из Википедии.

  • 1
По моему скромному мнению, лучший памятник Рембрандту - работы Джозефа Хеллера.
Это не в коей мере вам не в упрёк.

У него есть посвящённый Рембрандту роман?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account