avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Халтура в искусстве – она всегда на виду.
avderin
Литература, искусство – такие виды деятельности, где невозможно незаметно схалтурить.
Строители могут сделать роскошный дворец из гнилых материалов и на куцем фундаменте. Через несколько лет он развалится, но в момент приёмки будет выглядеть великолепно.
Когда-то я участвовал в ремонте павильона "Угольная промышленность" на ВВЦ (бывшая ВДНХ) – так, он оказался вполне под стать своей эпохе. Снаружи помпезный, а сделан почти без фундамента из всего, что подвернулось под руку в бедной послевоенной стране. Вместо арматуры – обрезки любого металла. Стены ковырнёшь – там и белый кирпич, и красный, и шлакоблоки, и доски – что завезли, чего удалось нарыть – из того и лепили.
Или в армии иногда майора от генерал-майора только по погонам и отличишь. Потому что, бывает, последний ещё впятеро глупее первого. Сварщик на нитке газопровода может сделать некондиционный шов, но без приборов об этом (до поры) никто не узнает.
В искусстве никого не надуешь и не обманешь – абсолютно всё видно невооружённым глазом. Правда, не любым глазом… Но намётанным – видно всегда.
И за всё в искусстве автор отвечает сам. Нельзя переложить ответственность на смежников, поставщиков – мол, карандаши некачественные поставили, скобы для крепления холста не те подсунули – поэтому и работы слабые. А были бы скобы хорошие – так рембрандты и рубенсы заплакали бы от зависти. Нет, задумывая работу, ты уже должен ориентироваться на тот материал, который имеешь. Ты должен уметь обыграть декоративные особенности всех его недостатков и особенностей. Даже некондиционность материала должна работать на художественную выразительность. А иначе, какой же ты художник?
А уж со словами… Кому вообще предъявлять претензии, что они не те и ложатся как-то нескладно? Почти на каждом рабочем месте можно найти тысячи объяснений, почему работа сделана плохо. Плохой цемент, кривой паркет, тупой скальпель, некачественный бензин… Только бездарному поэту кивать не на кого. Все претензии за стихотворение – к нему одному.

  • 1
Не так все просто - в искусстве в принципе отсутствуют объективные критерии. Даже два одинаково "наметанных" взгляда могут придти к противоположным выводам. В некоторых областях искусства ситуация уже катастрофическая. Например, практически все т.н. "актуальное" искусство - халтура, зайдете в "Гараж" или на Винзавод. Малдо того, у настоящих художников практически нет шансов попасть в том, их удел - периферия вроде стрит-арта. Аналогичные примеры можно привести в литературе, кино и т.д.

И всё-таки существуют спорные вещи - и наряду с ними существуют общепризнанные шедевры, и существует однозначная халтура. Даже рассуждения о том, что нужно время, чтобы талант был понят и замечен... В своей профессиональной среде все знают, кто чего стоит. Сразу. Пусть Модильяни был беден, но в своей тусовке он был признан и уважаем. Да и беден был во многом благодаря своему алкоголизму.
Просто художники друг у друга работ не покупают. А покупатель обычно сам разбираться, что плохо, что хорошо не умеет, своей головой думать ленится. И покупает то, что на слуху, что нравится тёще и любовнице. Поэтому, бывает дерьмо продаётся, а хорошие, интересные, оригинальные работы не продаются.
Галерейщиков многих вообще не интересует, какой рейтинг будет у этого автора через 100 лет. Ему надо платить аренду, страховку, кредитные проценты - деньги нужны сейчас.
У всех разные вкусы, но, если собрать матёрых, качественных профессионалов и попросить отзывы о 100 случайно отобранных работах - они будут в основной массе совпадать. Будет, конечно, вкусовой разброс. Но, чтобы половина считала эту работу шедевром, а остальные отстоем - вряд ли.

А я обычно не доверяю большинству в таких областях, где не существует объективных критериев. Иногда там даже отрицательный отбор наблюдается. Взять любой профессиональный союз художественного плана - халтурщик на халтурщике. Достаточно вспомнить, что российскую академию художеств возглавляет Церетели.

Как же плевались академики, избирая его своим председателем. Но, Зураб Константинович умеет дружить с руководством города, страны, умеет добывать деньги. Потому и избрали.

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

Я даже не думал, что бывший павильон "Сибирь" мог быть построен из такого...
А скажите, я просто видел фотографию, на которой в центральном зале видны в простенках росписи, которые ныне там отсутствуют. Вам ничего по этому поводу случайно не известно?

Когда на стене постоянно появляются трещины, поновлять росписи нет смысла. Не думаю, что их сбивали - нет смысла, да и много мороки. Думаю, просто забелили. Так что при желании когда-нибудь их можно будет раскрыть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account