avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Искусство принадлежит народу. Часть II.
avderin
Несколько лет назад с приятелем (талантливым казахским скульптором) зашли в Москве к его знакомому живописцу. Типовое пятиэтажное школьное здание, которое ещё в 1960-е годы отдали Союзу художников. Каждый класс – отдельная мастерская. Мы пришли к конкретному человеку, но на чаёк подтянулись соседи… Стали звать к себе – посмотреть и их работы. Так за вечер обошли с десяток мастерских. Художники все немолодые. Работают здесь уже по несколько десятилетий.
Когда-то они приходили в пустые залы с высоченными потолками. Ставили в углу мольберт, притаскивали с помойки старый топчан, несколько колченогих стульев, покупали электроплитку, чтобы вскипятить чайник и отварить пару картофелин – и начинали работать. В каждой мастерской есть, так сказать, жилой угол. Кроме уже перечисленного, там может стоять ещё старенький холодильник, «дачный» телевизор, стеллаж с книгами… Художники – они, в основном, трудяги. Вроде, никто не стоит над душой с секундомером, нет ни нормировщиков, ни начальников, а рабочий день зачастую начинается спозаранку и продолжается до самой ночи. А там уже и сил добираться до дому совершенно нет. Лёг на свою помойную кушеточку, поспал, а назавтра, ни свет, ни заря, снова за работу. Сперва картины просто ставят вдоль стен. Потом их становится много, и они начинают мешать. Тогда вдоль дальней от окна стены делается стеллаж. Через несколько лет стеллаж вырастает на ещё один этаж, потом становится ещё выше, потом дорастает до потолка. Потом рядом начинает расти ещё один. И ещё один… Через четверть века загромождённая стеллажами мастерская напоминает уже склад картин. Оставляя для сна и работы лишь маленький закуток изначального большого зала.
Продаются работы во много раз медленнее, чем создаются. Да и разглядывая бесконечные, похожие друг на друга пейзажи и натюрморты разных авторов, я понимал, что талантом никто из них, увы, не блещет. Знатоки-ценители, столпы искусствоведения такие работы не то, что покупать – в подарок не возьмут. Будут отбиваться руками и ногами, придумывая самые немыслимые отговорки.
Несмотря на многоступенчатый отбор и густое сито отсева, оказывается, что талантливых людей всё равно во много раз меньше, чем пустых вакансий в творческом союзе. И рядовой заштатный член Союза художников… По поводу члена ничего сказать не могу, но как художник – вызывает обычно только жалость. Вот пыхтит человек, недосыпает, работает по 12-14 часов в день (хоть его никто не заставляет), а посмотришь на работы… Мягко говоря – слабенькие работы. Поэтому и не продаются. И не покупаются. Все жалуются на дороговизну красок, холстов, скудость заработков…
Нет, те картины, которые продаются на Арбате – они часто ещё слабее. Но они хотя бы сделаны без претензий на высокое искусство. Так – как нравится продавщицам и домохозяйкам, откровенно подстраиваясь под их незамысловатые вкусы. Поэтому и покупают – чтобы повесить на кухне. А когда человек пытается угнаться за Куинджи или Левитаном – а получается лишь жалкая пародия…
Все мы смертны. Вот умрёт человек – бедные наследники… Союз потребует освободить мастерскую – и даст на это несколько месяцев. А куда всё девать? Тысячи картин!
Прикинул: площадь мастерской – приблизительно 70 квадратов. Из них 50 занято стеллажами под самый пятиметровый потолок. Итого 250 кубов. Стандартная 3-хкомнатная квартира в панельном доме имеет объём раза в два поменьше. Если дети (предположим их двое) со своими семьями переберутся жить на дачу – и тогда они не смогут разместить в своих жилищах папино творческое наследие. Даже выкинув из квартир абсолютно всё… Представляю, как они будут бегать по родственникам, знакомым, уговаривать взять хоть что-то… Да – то ещё наследство…
Даже самый бездарный маляр полезен для общества. Просто ему поручают красить самые старые и покосившиеся заборы, которые почти никто не видит. И главное – он получает свою небольшую зарплату и ни на что больше не претендует. А бездарный художник, чьи работы никого не интересуют? Или никем не читаемый поэт? Грустная это участь.
В капиталистическом мире вот так десятилетиями захламлять мастерскую не получится при всём желании. Потому что её аренда стоит приличных денег. Если никто не покупает живопись – художник ищет заказы на оформление квартир, кафешек, расписывает шкатулки, делает вывески для магазинов… Иначе придётся голодать. Любая работа должна продаваться. Это закон капитализма. А если у тебя вообще ничего не продаётся – значит, ты просто не художник. Значит, ищи место дворника, официанта… Там, где твой труд кому-то нужен и кто-то готов за него платить.
В советские времена были и очень талантливые художники… Но, с другой стороны, создавая искусство, которое якобы служит народу, государство наплодило орду полностью от него зависимых и никому вообще не нужных авторов. И не только в изобразительном искусстве. То же происходило и с писателями, и с композиторами… Издавались никем не читаемые книги, которые, провалявшись пару лет в магазинах, пачками уходили в макулатуру, создавались никем не исполняемые симфонии и оратории… Процветала массовая имитация творчества. И лично меня однозначно радует, что вся эта очковтираловка наконец закончилась.

  • 1
Да... горят в собственных муках, обижаются за непризнанность, прячутся за искусство и упорно продолжают творить!

С последним абзацем, как и со всем текстом, во всем согласен. При советах, к сожалению, ошибочно думали, что если они обеспечат необходимым набором художников, то гении будут получаться как грибы. Однако благоденствие приводило к застою, не надо было дергаться, стараться. Особенно если вспомнить, что известность и признание получали те, кто не был обласкан властью и творил вне рамок соцреализма.

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

При развитом капитализме, что характерно, любое произведение искусства становится товаром, поэтому выживает тот, кто сумел продать, а не тот, кто талантлив... Другими словами — талант не является необходимым слагаемым успеха. К сожалению...

Вся беда в том, что настоящих ценителей высокого искусства всегда бывает немного. А если вычесть из них ещё тех, кто способен помочь автору только добрым словом. То есть, по своим финансовым возможностям не способен выступать заказчиком или меценатом... Остаются вообще единицы.

И находят себе покупателей часто не самые талантливые, а самые пробивные и конъюнктурные.

Так что капиталистическая модель взаимоотношений художника с публикой имеет очень много недостатков. Но социалистическая - всё равно в десять раз гаже.

Только сегодня был у одного антиквара в Твери, которому принесли остатки работ из мастерской Народного художника и прочее, умершего в 1981 году еще. Огромная куча графики, уже начала сыреть, три коробки, но не отдал, невменяемые деньги просит.
И у него же несколько портретов больших, холст, масло, середина 50х, председетель колхоза, какая то передовичка-доярка, военный. Красивые вещи!
Сразу ваш пост вспомнил!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account