avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Святыни Иерусалима. На могиле Богородицы.
avderin
Вчера был на могиле Богородицы.
Я не религиозный человек, но библейские истории и образы сопровождали меня всю жизнь. Испить чашу, умыть руки, поцелуй Иуды... этими метафорами щедро были наполнены и изучаемые в школе работы Ленина и любимая мною русская литература. Причём не только дореволюционная, но и советская. При том, что Библия была почти что запрещённой книгой (за ввоз религиозной литературы из-за рубежа могли даже посадить), отсылами к ней пестрели и советские газеты, и статьи ведущих идеологов.
После этого не удивительно, что каждое прикосновение к библейским реликвиям и артефактам, возможность своими глазами увидеть то, о чём столько раз слышал и читал, является для меня значительным событием.

На склоне Елеонской горы, в Кедронской долине стоит в котловане построенная крестоносцами в 12 веке церковь Успения Пресвятой Богородицы. Со стороны она даже не видна. Увидеть её можно, только подойдя на сотню метров.



Издалека видны лишь беседка, да звонница, возвышающаяся на противоположной стороне внутреннего дворика. Спускаемся по леснице.



Справа от церкви -- принадлежащая греческим ортодоксам постройка с ещё одной звонницей. Весь комплекс очень хитро поделён между греческой православной и армяно-григорианской церковью. На армянской территории здесь есть клочки греческой, а на греческой -- островки армянской. Самые важные религиозные святыни делятся чуть ли не по сантиметрам. Паломники этих границ не видят, но местное духовенство прекрасно осведомлено, что 20 см отсюда -- под нашей юрисдикцией, а 30 оттуда -- это уже чужая территория. Следует упомянуть, что в церкви есть ещё и коптский, и сиро-яковитский престолы, а также выделено место для мусульман -- которые хоть и не признают Иисуса сыном божьим, но почитают его пророком. В Святой земле подобное деление, когда храм походит на коммунальную квартиру -- вещь достаточно обычная.



Подойдя к храму, несведующий человек с удивлением обнаруживает, что то, что он полагал церковным строением, на самом деле -- павильон над широкой лестницей, начинающейся сразу же за дверями. В момент своей постройки павильон располагался на ровном месте и был виден издалека, но за без малого 9 столетий вокруг наросло несколько метров культурного слоя.



Справа и слева от спуска есть две большие ниши . В правой (см. фото) находится придел родителей девы Марии -- Иоакима и Анны, а в левой -- её обручника (т.е. мужа) Иосифа. В правом приделе также похоронена Иерусалимская королева Мелисанда, восстановившая этот храм в 1161 году.





В самом низу справа стоит маленький, размером с ванную в хрущёвской пятиэтажке, склеп. В него, склонившись, заходят через низенький проём.



Над огороженным стеклом каменным саркофагом (занимающим половину кувуклии) установлена закрепленная в стене, словно полка, каменная плита -- это главный престол храма. В щель между саркофагом и престолом за стеклом хорошо виден неровный песчаник -- это ложе, на котором лежало тело Богородицы.
На фотографии: внизу -- стенка саркофага, вверху -- престол с иконами и свечами. А светлая полоса между ними -- это окно, через которое можно заглянуть в подсвеченный изнутри лампой саркофаг.



Даже стекло не мешает паломникам просовывать в саркофаг свои записки.



Это крупным планом престол над ложем.



А это выход из кувуклии, расположенный слева от входа. Заходя, люди упираются в правую часть каменного гроба, делают несколько шагов вдоль него влево -- и выходят через другой низенький проём с северной стороны. С противоположной, южной, стороны кувуклии молятся мусульмане.



Очередь паломников к Иерусалимской иконе Божией Матери.



Ещё один престол церкви. Принадлежит сиро-яковитской церкви.



Первое, что бросается в глаза при входе в храм -- обилие лампад. Они развешаны повсюду. Сотни лампад свисают с потолка гроздьями и гирляндами.



А это, если я не ошибаюсь, коптский престол. Копты -- это египетские христиане, окормляемые Александрийским патриархатом.



Когда через три дня после похорон опоздавший на них Фома попросил открыть гроб, чтобы проститься с матерью своего учителя -- гроб оказался пустым -- к этому времени она уже вознеслась на небо. Поэтому не спрашивайте меня, почему гроб пустой и где же тело.

  • 1
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается . Соломон

  • 1
?

Log in

No account? Create an account