avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Мэйд ин где-то.
avderin
Большая часть товаров в московских магазинах произведена вовсе не в России, а где-то. В Белоруссии, Италии, Венгрии, Китае, Корее…
Давно не был за Уралом, но в ближних к Москве областях ситуация аналогичная. Думаю, и за Уралом то же самое. Потому, что скуден российский промышленный ассортимент, слишком многого в стране вообще не производят – и волей-неволей, но приходится всё это завозить. Просто в России не выгодно заниматься производством – никто им особо и не занимается.
Тем удивительнее для ездящего по миру россиянина попасть в какую-то страну, где подавляющее большинство товаров – местного производства. Скажем, Турция. Машины, автобусы известных западных марок – они не просто собираются в Турции, но обычно укомплектованы турецкими узлами. У меня приятель купил в Москве как бы французскую Реноху – там почти на всех агрегатах стоит надпись «Сделано в Турции». Одежда, обувь, ковры, мебель, посуда, кофемолки, телевизоры, кондиционеры, холодильники… Лекарства, продукты питания, овощи, фрукты… Светильники, пиломатериалы, провода, трубы… И даже корабли. Вот самолётов и компьютеров турки пока, вроде бы, не производят.
В Израиле ситуация похожая. Доля импортных товаров больше, но всё же в основном магазины заполнены товарами местного производства. При том, что народа в стране на треть меньше, чем в Москве.
Не знаю, насколько на самом деле выгодно и целесообразно развивать всё сразу – вместо того, чтобы искать своё место в международном разделении труда. Вот в Чехии в мой первый приезд году в 91-м тоже всё было своё. А теперь половина того, что лежит на полках – откуда-то завезено. Но при этом и чехи поставляют за рубеж массу своих товаров: вагоны, электровозы, машины, станки, трамваи…

  • 1
В России и сейчас производится всё - и одежда, и холодильники, и автомобили... Я не специалист, конечно, но похоже, что тут дело во многом в защите своих рынков. В Мадриде я, например, видел в магазинах почти исключительно испанское вино - ну ещё немного мировых брендов крепкого алкоголя. Почему же нет французского вина - ведь рядом же, да и обе страны - в ЕС? Можно вроде бы подумать, что испанское вытесняет французское своей более дешёвой ценой, хотя это объясняло бы ситуацию лишь отчасти. Ведь и в Париже я видел в супермаркетах почти одно французское. Почему же там нет того же испанского?

Вот Россия взялась защищать свой автомобильный рынок. Было построено множество автозаводов мировых марок, причём с условием всё большей локализации производства - чтобы комплектующие поступали с российских предприятий. Результат: насколько помню, импортированные автомобили - сильно меньшая часть среди купленных в России, и импорт всё уменьшается.

Так как и Испания и Франция - члены ЕС, то вино из страны в страну можно возить свободно. А преобладание отечественного питья, думаю, связано со сложившимися пристрастиями населения.
В России достаточно зайти в любой магазин электроники, чтобы увидеть, что ассортимент почти только иноземный. Телевизоры, компьютеры, фотоаппараты, холодильники, кондиционеры, кофеварки и кофемолки... Если в Саратове и выпускают ещё отечественные холодильники, то они комплектуются импортными фирменными компрессорами и термостатами - и даже при этом занимают ничтожную долю рынка. Так же и с телевизорами, и со всем остальным. И с импортными автомобилями: доля местной комплектухи ничтожна. И Сухой собирается более, чем наполовину, из импорта. Даже корпус, который делают в России - делают всё одно из импортных материалов. Фирмы, которые в России делают двери и окна - делают их на импортном оборудовании, из импортных материалов, с импортной фурнитурой, с импортными лаками и красками. 98-й бензин ввозят в страну из Финляндии. Это только кажется, что у нас дерева - завались, нефти - залейся. А наладить нормальную переработку древесины и нефти не получается до сих пор. Это сложные процессы. Во время войны все наши самолёты летали на американском бензине. Потому что несмотря на десятки постановлений ЦК наладить производство нормального авиационного топлива так и не смогли за всю войну.
И компьютеров российских мы так и не увидели - несмотря на заявления и постановления правительства. Это те вопросы, которые невозможно решить ни постановлениями, ни оградительными пошлинами. Вы, что, думаете, если запретить ввоз компов, то через год в России начнут производить отечественные? Нет. Страна просто останется без компов. И вынуждена будет возвращаться к счётам.

До войны наши самолёты тоже летали на американском бензине?

Я про то, что желаю запретить импорт, ничего не писал.
Мне кажется, вы как-то сильно утрируете проблему недостаточного производства качественной отечественной продукции. Да, проблема есть - но не всё так безнадёжно. После разрухи 90-х тенденция явно на развитие качественного производства у нас в стране. Курс взят на привлечение иностранных технологий и производств. Ну и правильно - бессмысленно изобретать велосипед. Я вам на примере автомобильной промышленности пытался показать, как это может работать. Маловато пока комплектующих производится на наших заводах? Может быть. Но это в какую сторону смотреть. По мне так главное, что есть движение ко всё большему импортозамещению.

И потом. Чем же плоха межгосударственная производственная кооперация? Глобальный мировой рынок уже не нужен?

Что касается вина в ЕС. Всё-таки весьма странно, что общий рынок вдруг на деле оказывается совсем не общим. То же наблюдал в Чехии, правда, давно - ещё до вступления её в ЕС. Почти все продукты были чешскими и словацкими. То же с вином. Неужели чехи предпочитают только своё вино. Это было бы удивительно, так как по качеству оно, по-моему, сильно уступает западноевропейскому.


До войны летали на советском. Но его было очень мало и он был низкого качества.
Вы думаете, почему программа подготовки немецких пилотов была где-то под 400 лётных часов, а программа подготовки советских -30? В бой посылали людей, едва научившихся взлетать и садиться. И у немцев на Восточном фронте были десятки пилотов, имевших по 100 и 200 сбитых советских самолётов. На западном фронте таких вообще не было. Потому что американцы и англичане бензин для учёбы не экономили.
Локализация автопрома (то есть, комплектация машин местными узлами) мизерная. В России и компьютеры, кстати, собирают. Сколько в них российских компектующих. Ноль.
Производством заниматься откровенно невыгодно. И очень рискованно. Устаревшие нормы, куча согласований. Какой идиот будет завозить станки, чтобы потом два года бегать и согласовывать бумаги для начала работы... Произвести хоть гвоздь, хоть гайку стоит вдвое дороже, чем купить где-то. А сложнее просто в 100 раз. Я много ходил в последние годы по московским заводам. Они все умерли. Если не на 100, то на 90%.

Вы пишете: "Локализация автопрома (то есть комплектация машин местными узлами) мизерная". Ну да, совсем мизерная - в среднем процентов 45 уже на 2014 г. Вы упоминали "Рено Логан". Локализован на две трети, и двигатель и коробка передач на него ставятся, сделанные тоже у нас, а не в Турции. "Хэндэ", "Фольксваген" - где-то 50%. И так далее.
Допускаю, что цифры могут быть натянутыми, но мизерным уровень локализации всё равно не назовёшь.

Что-то сомнительно, что у нас в стране довольно много идиотов, готовых заниматься невыгодным производством.:) Не знаю, может, московские заводы все умерли на 90%. Может быть. Но заводы в стране есть и даже строятся новые.

Хотелось бы, чтобы вы были правее, чем я. Но колебания курса рубля вслед за нефтяными ценами пока говорят об обратном. Рубль почти ничем, кроме нефти и газа не обеспечен и не поддержан. Ну, ещё прочие сырьевые ресурсы, вроде алюминия, которые тоже дешевеют вместе с нефтью. Дешевеет нефть - вслед за ней дешевеет даже зерно. Потому что топливо составляет очень значительную часть его стоимости. Всем хорошо - России (и другим бананово-сырьевым странам) очень плохо. Производителям высокотехнологичных товаров - просто здорово. Потому что они в такой ситуации дешевеют только на несколько процентов. А себестоимость их снижается на десятки поцентов.

Ну да, экономика у нас во многом сырьевая и это не очень хорошо. Но разного сырья и продуктов первичной переработки у нас много, и с ними в любом случае можно жить: металлы, уголь, минеральные удобрения, зерно, древесина, алмазы наконец, а в перспективе - и вода. Так что восклицать "всё пропало!", мне кажется, нет оснований. И оружие у нас есть неплохое, чтобы это всё защитить, - да ещё и продаём его на десятки миллиардов долларов.
Я не вижу, что мы в мире какие-то изгои. На свете много стран, где с производством сильно хуже, чем у нас, - да вот та же Украина или Белоруссия, Болгария или прибалтийские страны, даром что в ЕС. Можно сказать, что они движутся вниз, но вот Китай и Индия растут, и народ, в общем, радуется, хотя живёт в среднем хуже тех же приунывших болгар или румын.

Поймите меня правильно. Я вовсе не радуюсь нашему технологическому отставанию и недостаточному производству чего-то более-менее продвинутого и не оправдываю всё это. Но не очень понимаю, почему на этом основании на стране норовят поставить крест.
Можно было сделать лучше? Наверно. Можно было всё ухудшить? Да запросто. Можно вообще всё разрушить? И это может быть.
На мой взгляд, по многим направлениям мы растём - и в целом пока никуда не падаем. И это уже хорошо. И продукты и товары есть - это главное, а где они сделаны, людей интересует меньше.

Но не ждут ли нас в недалёком будущем большие проблемы, если мы будем слишком уповать на сырьё? Возможно - тем более в нынешних условиях войны с Западом. Делается что-то для того, чтобы поменять структуру нашей экономики, усилить её самодостаточность? По-моему, да. При нынешнем режиме не забуксует ли всё? Вероятно, может. А что может произойти при смене режима? Да всё что угодно - и скорее это будет худший вариант, а не лучший.

А пока что русские люди, даже несмотря на нынешний кризис, живут в целом так хорошо, как никогда в своей тысячелетней истории. И я этому тихо радуюсь.

К сожалению и для вас и для меня я не могу не согласиться со многими положениями вашего письма. И насчёт смены режима - у меня нет уверенности, что следующий не будет ещё хуже. И насчёт того, что при предыдущих правителях россияне жили ещё хуже. Это очень грустное понимание - но, что есть - то есть. Я не вижу в этом особых заслуг Путина - ему просто повезло с ценами на нефть. Как и шейхам из Персидского залива. В донефтяную эпоху это был запредельно нищий и убогий регион.
Я не ставлю на России крест. Наоборот, я много ломаю голову над тем, каким образом можно решить стоящие перед ней проблемы. Также пытаюсь понять истоки и пути решения израильских проблем (раз я здесь живу - и это всё вижу) - хотя в них я разбираюсь хуже. Думаю над проблемами Украины - где я жил много и часто. И какое-то общее представление о происходящем в ней имею. И даже Франция, которую я изъездил вдоль и поперёк, меня тоже волнует. У человечества уже много проблем, которые невозможно решить в одном месте - а только сообща. У меня есть какое-то представление о государстве будущего. Более эффективном, чем все сегодняшние. Это должно быть государство, выстроенное, как акционерное общество, государство не вождей, а менеджеров. Которые работают на процентах от экономического роста. Нет роста - и зарплаты нет. Значит, совет акционеров даёт такому руководителю под зад. Вышестоящий начальник не может снять нижестоящего, если он работает эффективно - не дадут акционеры. И не может поставить на должность своего бездарного свата-брата, потому что тогда сам потеряет хлебное место.
Насколько это реализуемо и насколько эффективно - не знаю. В реальности такого государства ни разу ещё не было - так что статистики не наработано.

Не очень понял, с чем вы у меня не согласны. Насчёт смены режима - так и я пишу, что следующий может быть хуже. О Путине я вообще ничего не писал, как и о причинах нынешнего относительного благоденствия.

Ваши же представления об эффективном государстве кажутся мне утопией. Это и недостижимо, на мой взгляд, и выглядит однобоко. Государство - это далеко не только экономика.

Я как раз и пишу, что я с прискорбием, но согласен с вами.
Экономика - это хлеб, это жильё, это работа, это здравоохранение... Никакой демагогией, никакой идеологией хавчик заменить невозможно. Если государство не справляется со своими экономическими задачами, не может накормить и одеть свой народ - то народ берётся за вилы. И государство летит в тартарары.
Если вы мне бросите в личку ваш электронный адрес - могу выслать более подробное описание своих государственных фантазий. Пересылать это в личку не получится - там 16 страниц.

Edited at 2016-06-20 11:15 am (UTC)

Извините, проглядел двойное отрицание.

Послал вам адрес.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account