avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Через страны и тысячелетия.
avderin
Вдоль иерусалимской Хевронской дороги (дерех Хеврон) стоят богатые (по тем временам) арабские дома начала века. Среди них выделяются два украшенных скульптурами, мозаиками и витражами особняка на улице Йегуда. В одном из них живёт художник Аарон Априль.







История этого человека впечатляет какой-то своеобразной библейской масштабностью и монументальностью. Причём, философская, историко-эпическая составляющая появилась в его жизни даже помимо его собственной воли и без какой-либо инициативы его или его родителей. Не мы выбираем время – оно само выбирает нас. Никто не спрашивает, когда и где мы хотели бы родиться. Большинству людей достаётся жизнь, которая им вовсе не нравится. И до определённого, прежде всего возрастного, момента, они даже никак не могут её поменять. А вот дальше многое всё-таки зависит от человека: как он воспримет эту школу жизни, что из неё вынесет и чему научится. Сумеет ли изменить предначертание судьбы, вырвется ли из предназначенного ему круга – или, как щепка, будет плыть по воле ветра и волн.
Беседуя с Аароном, я обнаружил, что даже из трагических страниц своей жизни он сумел вынести крупицы светлых воспоминаний и, более того, какой-то полезный жизненный опыт. Уже одно это вызывает уважение.
Аарон Априль родился в 1932-м году в независимой Литовской республике. Отец руководил поместьем Шяудиншкяй. Мать отвечала в этом хозяйстве за сыроделие.
В обиходе было два языка: литовский и идиш. В 1941-м, за считанные дни до начала войны, пришедшая в Литву советская власть выслала всю семью в Сибирь. Это было трагедией. Но, как вскоре стало ясно, одна трагедия позволила избежать другой. Ещё более страшной. Ссылка спасла семью от гибели.
Маленький Аарон вживую тогда увидел, как выглядит ветхозаветное рабство. Вагоны для скота с сортирной дыркой в углу, в полу вагона. Хорошо хотя бы, что всё происходило летом. Зимой из подобных вагонов на каждой станции выбрасывали трупы замёрзших.
Потом всех выстроили на станции и, как на древнем невольничьем рынке, директора совхозов и мастерских выбирали, кого из вновь прибывших они берут к себе работать. Желания самих выбираемых в расчёт не принимались.
Первую зиму семья провела в Алтайском крае, а летом их перебросили ещё дальше. За Полярный круг, в Якутию.
По ходу дела Аарон с братом осваивали русский язык. А заодно и якутский. В те времена многие якуты сами ещё с трудом говорили по-русски.
У ребёнка была возможность годами копить злобу на тех, кто загнал семью в эту нищую, холодную, голодную и тёмную по полгода (полярная ночь) окраину. Но вместо этого он с головой уходил в открывшуюся ему с новым языком русскую литературу, русскую культуру. Часами листал в местной библиотеке книги по искусству. Именно тогда в нём зародился художник.
Советскую школу, в которую пришёл, зная по-русски всего несколько слов,  через 6 лет, в 1947-м году, окончил (в 15 лет!) с золотой медалью. Ещё не имея паспорта, умудрился улететь в Москву и поступить там в художественное училище памяти 1905 года. Где проучился полтора года. В канун дела врачей его высылают из Москвы обратно в Якутию. Там он учится в художественном училище и, одновременно успевает закончить 4 курса истфака пединститута. При первой же возможности возвращается в Москву и в 1954-м поступает в в Московский государственный художественный институт (МГХИ) им. Сурикова. Который заканчивает в 1960-м.
Судьба много раз сбрасывала, возвращала Априля к подножию, а он вновь и вновь, с нуля, начинал трудное восхождение.

Занятия на тренажёре.


Жизнь на летней даче с буржуйкой, мыканье по разным мастерским. Априль упрямо учится и работает. Ездит писать этюды на целину и на алмазные прииски, 3-м механиком на грузовозе плывёт в Индию. Используя и такую возможность увидеть мир.
В 1972 году, через год после смерти матери, они с отцом перебираются в Израиль. Ему казалось, что в свободной стране искусство должно быть иным и по уровню и по тематике. Неожиданно оказывается, что советская академическая подготовка, умение держать кисть и мастихин высоко ценятся и тут. Его привезённые из СССР работы покупают. Он делает большую выставку. Уже через несколько месяцев, на ходу осваивая иврит, начинает преподавать в институте. И 10 лет преподаёт рисунок, композицию, живопись в разных местах.

Автопортрет.


Работа в Риме, жизнь в Париже, руководство Союзом художников Израиля, выставки по всему миру. И триумфальное возвращение в Россию. В 2002 и в 2014-м – выставки в Московском музее современного искусства. С 2005 года Априль – почётный член Российской академии художеств. И как апофеоз всего – ретроспективная выставка в Третьяковке. В 2008 году.


Так получилось, что родившись в еврейской семье в Литве, Априль жил потом в Советском Союзе на Алтае и в Якутии, жил в Москве, жил в Израиле, жил в Италии, много раз подолгу жил во Франции. В разные годы основными языками были литовский, идиш, русский, якутский, иврит… Ко всем странам и народам своей жизни Априль относится с симпатией и библейской снисходительной мудростью. Он ни с кем не порвал, ни от чего не отказался, никого не проклял. Он с удовольствием бывает в России. Где у него множество друзей и поклонников. Он видит и сильные и слабые стороны этой страны. Как и любой другой. Он видит, что в Израиле организовано лучше, а что лучше выходит в России. Или Франции, или ещё где-то. В нём нет местечковости. Нет квасного подъездного патриотизма. Он ощущает своим домом весь этот достаточно изъезженный им мир.
А как он описывает великих художников прошлого! Как будто это его соседи по мастерской. С которыми выпит не один ящик вина и съеден не один десяток шашлыков. Он их чувствует, он их понимает. Даже без слов. Художники общаются друг с другом посредством визуальных образов. Слова для них не обязательны.
Априль говорит, мол, чукча не писатель. Жалуется, что не умеет переводить события в слова. Но это не так. Я только что прочёл его мемуары. Это очень цельный, лаконичный и насыщенный текст. Наполненный внимательным и мудрым отношением к жизни. Он никого не осуждает и ни на кого не жалуется. Он ничего не требует и не ждёт от людей и от жизни. Кроме того, что сумел сам для себя в ней создать и построить.

Скульптура.









Живопись.








Коллекция оружия.


………
22 мая, в воскресенье в 18.30. в иерусалимской русской библиотеке состоится презентация книги-альбома Аарона Априля "К твёрдой руке и честному цвету». В книге органично соединены воспоминания художника о своей жизни, старые фотографии и репродукции его работ. Ведёт вечер художник Александр Окунь. Участвуют: Вениамин Клецель, Зинаида Палванова, Галина и Григорий Подольские.

?

Log in

No account? Create an account