avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Ледники, льдозаводы, погреба…
avderin
В годы моего раннего детства (конец 1950-х) даже обычный холодильник был роскошью и экзотикой. Зимой запасы съестного выкладывали в специальные ящики за окном. Или подвешивали в сетке по ту сторону форточки. Летом прятали в погреба. Даже рядом с многоквартирными домами нередко стояли тогда ряды сараев и погребов. Наиболее рачительные хозяева делали ещё в таком погребе выгородку, которую зимой набивали под завязку снегом или льдом. Снег этот мог таять потом месяцами, существенно понижая общую температуру подземелья.
А рядом с узловыми железнодорожными станциями стояли длинные землянки, с едва приподнятыми над землёй крышами. Это были ледники. Хранилища льда. Зимой лёд возили с ближайшей речки. А летом его производили специальные льдозаводы. С помощью этого льда обеспечивалась сохранность перевозимого по железным дорогам продовольствия.
Вот что пишет на эту тему Википедия:
«Существовали два типа вагонов-ледников, в которых карманы для загрузки льда могли размещаться как под крышей вагона, так и в боковых или торцевых стенках вагона.
Вагоны, имеющие только карманы для льда, могли охладить объём вагона до +2 °C. Вагоны этого типа получили применение главным образом там, где не требовалось получения низких температур (перевозка масла, яиц, молока).
Вагоны-ледники с танками охлаждались смесью льда и соли за счёт поглощения энергии при фазовом переходе льда в воду в процессе его интенсивного таяния под действием поваренной соли, поэтому охладить пространство вагона удавалось до −3 °C (при 5%-ном соотношении соли ко льду) или до −21 °C (при 33%-ном соотношении).»

?

Log in

No account? Create an account