avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Городской автослалом советских времён.
avderin

Те, кто начинал ездить по Москве в советские времена, возможно уже многие об этом забыли. А те, кто начинал ездить в последние 10 лет, с этим особо уже и не сталкивались. Речь пойдёт о чугунных люках, которые в советские времена были для водителей настоящим бедствием. Я не знаю, насколько люк мог быть ниже или выше поверхности дороги по тогдашним ГОСТам, но на практике эти плоскости могли запросто отстоять друг от друга на 10 сантиметров.


Связано это было с ленью дорожников.  Если люк на 5 сантиметров был заглублён в асфальт, они, не моргнув глазом, докладывали сверху 3 сантиметра асфальта – и люк проваливался уже на 8 сантиметров. Если яма получалась слишком глубокой, люк вместе с чугунным ободом выковыривали и, наоборот, ставили как бы на постамент, так, что он возвышался над дорогой на те же 10 сантиметров. В этом случае после следующих трёх дорожных ремонтов люк мог сравняться с дорогой, а потом ещё три ремонта мог бы в неё врастать – не напрягая дорожников необходимостью с ним возиться и его выставлять. Но это была только одна половина беды.

Другой половиной было то, что большинство этих люков размещалось на дорогах. Были какие-то строительные нормы, в соответствии с которыми их размещали не на тротуарах или газонах, а именно на проезжей части – подальше от домов. Мол, в случае войны дома разбомбят и превратят в руины, но это не будет мешать доступу к подземным коммуникациям – потому что все люки предусмотрительно вынесены на середину дороги. Мы же всё время готовились к войне, поэтому о нормальной мирной жизни думать было некогда.

Количество люков просто потрясало воображение. Располагались они произвольно и непредсказуемо, зачастую на расстоянии 10-30 метров друг от друга. И не только на мелких улочках. На всех абсолютно. Всё Садовое кольцо было усыпано ими, как какими-то язвами.

Подвеска любой машины выдерживала такую езду максимум год. И были люди, которые берегли эту подвеску пуще собственной жизни. Едешь себе спокойно – и вдруг твой сосед спереди справа (или слева) резко дёргается на тебя – это он заметил показавшийся из-под идущего впереди самосвала люк. А посмотреть в зеркало у него уже не было времени. Многие вообще из-за этих люков ездили по синусоиде. Вождение машины по городу превращалось в настоящий слалом. Благо тогдашняя загрузка улиц это позволяла.

Потом, уже в новые времена, класть асфальт в 10 слоёв перестали. Технология изменилась. Стали сперва срезать фрезой старый слой, а потом на его место класть новый. И в любом случае, люки уже стараются выставлять вровень с дорогой. По-моему, это отнимает не так уж много сил и времени. И если раньше этого не делали – то только по причине крайней лени. И, главное – большинство старых люков просто закатали асфальтом. Для меня это добрая примета – значит, мы не собираемся ни с кем воевать. И ещё – научились хоть что-то делать хоть немного лучше.



  • 1
Как коллекционер фотографий люков, ответственно заявляю, что тот кто их клал и маркировал понятия не имел что под ними. Так под крышкой В или ГК часто ливневка или телефон :) А уж география производства люков и их фактическое положение вообще в уме не укладывается.

Надо мне как-нибудь пост про люки сделать. У мне есть фотки люков из разных стран и городов. Российские дореволюционные есть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account