avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Share Next Entry
О Кибальчишах и Плохишах
avderin

Иезуит Антонио Эскобар полагал, что "порочность средств исправляется чистотой цели"…

Если есть Плохиши и кто-то с ними борется – то принято считать, что это Кибальчиши. Но в реальной истории гораздо чаще с Плохишами борются другие, зачастую ещё более худшие, плохиши. Потом победившие плохиши обычно остаются в истории плохишами, а проигравшие и замученные последними – перелицовываются в Кибальчишей. В глазах народа и его представителей-историков с отрицательными героями могут бороться только положительные.

Смотрю материалы по украинской истории. Которая не сильно отличается от любой другой. 30-40-е годы прошлого, двадцатого, века. Западная Украина – Галиция, Волынь…

ОУНовцы борются с польским государством. Лично у меня ни одна из сторон в этой борьбе симпатии не вызывает. ОУНовцы борются между собой – ну, мельниковцы умеренней бандеровцев. Но тоже фашисты. На Западную Украину приходят отмороженные на всю голову Советы. С НКВД, пытками, расстрелами, конфискациями, выселениями… В общем, напасть, сопоставимая по своим последствиям с эпидемией чумы в Средневековье.

Потом приходят немцы – с карательными командами, реквизициями, ставкой на разжигание национальной розни… И начинается вакханалия. Все воюют против всех. Немцы против русских, поляки против украинцев, украинцы друг с другом… Красные воюют с белыми, западные с восточными, ОУН(Б) с ОУН(М). За эту войну многие успевают не один раз переменить свою политическую ориентацию. Никто никому не верит. Все всех боятся. Никаких Женевских конвенций никто не соблюдает. Все: белые, красные, немцы, украинцы, поляки, русские… ведут себя, как самые настоящие фашисты. Из зондеркоманды. Хуже всех – евреям. Их убивают абсолютно все.

Потом возвращается Советская власть. Переодетые в советскую форму бандеровцы жгут украинские деревни и убивают своих соотечественников – чтобы настроить людей против Советов. В это время соседнюю деревню жгут энкаведешники в форме с трезубцами – чтобы свалить всё на бандеровцев. Ох, не хотел бы я быть там и в то время. Море плохишей – и никаких кибальчишей. То есть, во все времена есть индивидуумы, которые ведут себя достойно. Но политических движений, заслуживающих доброго слова, я там не вижу. Зато для всяких подонков – просто замечательная возможность выдвинуться, проявить себя в полную мощь.

И когда Ющенко пытался выудить из этого моря дерьма каких-то типов для канонизации в качестве героев… У украинского народа есть герои: чем не герой философ Григорий Сковорода или агроном Семеренко – какое замечательное яблоко вывел. Но хочется же героев с автоматами – а эти все смердят. У них у всех руки по локоть в крови, какие бы красивые слова они ни говорили, расстреливая баб, стариков и младенцев.

В этом море плохишей у кибальчишей был шанс выжить – только притаившись и спрятавшись поглубже.

На самом деле, эпоха выдвинула ряд по-настоящему значительных и очень трагических фигур. Польский граф Андрей Шептицкий стал признанным духовным вождём в борьбе украинского народа против национального угнетения со стороны польского же государства. Поляк много лет возглавлял украинскую греко-католическую церковь. А его родной брат, насколько я помню, был в это время польским генерал-губернатором Галиции. И один брат несколько лет держал другого под домашним арестом.

Советская (теперь российская) печать попрекает Галицкого митрополита в его дружбе с немецкими генералами. Мол, они к нему обедать ходили. Но митрополит изначально был офицером австро-венгерской армии – он с этими генералами в одних академиях учился, на учениях с их отцами шампанское пил… Зато генералы закрывали глаза на то, что в подвалах и на чердаке митрополичьих покоев прятали евреев – были спасены тысячи людей. Митрополит в молебнах произносил здравницы Гитлеру и тут же писал ему протестные письма против истребления цыган и евреев. Немцы его не трогали – себе дороже. Пришли Советы – тоже не решились. После его кончины в   1944 году Советское правительство опубликовало официальные соболезнования. Конечно, митрополиту приходилось идти на компромиссы и с немцами, и с Советами, и с местными экстремистами, и с собственной совестью. Думаю, он был достаточно трезвым человеком, чтобы понимать последний момент. Это один из самых тяжёлых моментов, когда совершенно не злой человек сознательно принимает участие в злых делах – понимая, что они злые. Но, надеясь, что с его участием они будут менее кровавыми – чем без него. Так оно или не так – зачастую никто сказать не может.

Да, без него в этой деревне убили бы гораздо больше народу. Но, с другой стороны, он своим участием (или просто присутствием) в резне  как бы сделал её для многих доверяющих ему людей благим делом. Ведь они думают, если такой  святой человек в этом участвовал – значит, это богоугодное дело. Происходит смещение ценностей – и в дурные дела вовлекаются новые люди, которые могли бы в них и не участвовать. Так что компромиссы со злом – дело опасное. Без них не прожить, но вот где остановиться…


  • 1
Спасибо за взвешенное мнение вменяемого человека — редкость для россиянина, если речь идет об Украине, тем более о Западной.

Одно непонятно — почему свежеополяченный украинский ("руський" на староукраинском языке) род назван польским.
Андрей был далеко не первым греко-католическим иерархом среди Шептицких.

Честно скажу, что родословной митрополита не интересовался. Тем интереснее узнать, что он был не первым иерархом в семье.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account