avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Иерусалим -- город многих культур.
avderin

Центральный рынок на улице Яффо.

Например, арабской, еврейской… Но, пожалуй, неправильно писать их в единственном числе. Правильнее писать арабских, еврейских… Не говоря уже о куче африканских, азиатских и европейских.
Как выглядит типичный еврей? На карикатурах русских черносотенцев это злобный субъект с крючковатым носом и свисающими из-под шляпы грязными пейсами. Попав в Израиль, начинаешь понимать, что евреи – это много культур, много наций и много языков. Объединяет их вовсе не жизненный уклад или цвет кожи, а религия. Но и вера в различных направлениях иудаизма имеет очень много своих нюансов.
Встретив на улице армейский патруль, не удивляйтесь, что в нём будут парни и девушки, совершенно не похожие друг на друга. Там может быть, например, рыжий пацан, приехавший служить в израильскую армию из Канады – очень многие ребята из еврейских семей Америки, Европы, Австралии... считают своим долгом поддержать еврейское государство и осуществляют это именно таким образом. Если они потом, вернувшись на родину, хотят работать в полиции, каких-то силовых ведомствах или охранных структурах – три года в боевых частях израильской армии весят там иногда даже больше, чем диплом военной академии.
Вот типичные узбеки. Точно – бухарские евреи, родители совсем маленькими вывезли пацанов из Узбекистана. По-русски говорят, как мы с вами. Вот девушка-негритянка. С тонкими европейскими чертами лица, тоненькой фигуркой и огромным автоматом. Это эфиопские евреи фалаша. Отличаются воинственностью и любовью к оружию – иерусалимская полиция минимум на треть укомплектована чернокожими сотрудниками. Этот парень на беглом арабском выясняет что-то у торговцев… Скорее всего он араб-друз. Друзы добровольно служат в израильской армии. Более того – именно ими в первую очередь комплектуют всякие спецназы и пограничную полицию Магав. А у этой девушки на лбу нарисована красная точка. Не удивляйтесь – в Индии тоже есть свои евреи.
На скольки языках говорят евреи? Иврит, идиш, ладино, амхарский… это только основные. А как они одеваются? Вообще в Израиле не принято заморачиваться на гардеробе. Светские люди одеваются так, как им удобно. Но, что касается религиозной публики – здесь костюм (особенно мужской) – это целая повесть о том, какого именно направления иудаизма придерживается его хозяин. Фасон шляпы, ширина полей, покрой сюртука, длина штанов… знающему человек говорят об очень многом. Одни ходят в тюбетейках-кипах, другие надевают на них ещё и фетровую шляпу, третьи ходят в огромных меховых шапках, четвёртые вместо сюртуков носят полосатые стреднеазиатские халаты… В общем… всякой твари – по паре. Самое удивительное, что при таком количестве различий евреям свойственна какая-то общееврейская солидарность. Которая и позволила евреям поднять и обустроить своё государство.
С арабами сложнее. Арабы – это тоже множество наций, диалектов, культур. Но, если евреи разных культур могут посмеяться друг над другом, арабы, к сожалению, слишком часто начинают друг друга стрелять. В Иерусалиме живут арабы-сунниты, арабы-шииты, арабы-друзы – у которых своя религия, более древняя, чем ислам. Потом идут потомки крестоносцев арабы-католики. Православные арабы и даже арабы протестанты.
У многих арабских сообществ междоусобные отношения более напряжённые, чем отношения с евреями. Если предположить, что ООН спонсирует переселение всех евреев Израиля в Еврейскую автономную область Российской Федерации – на святой земле тут же начнётся страшная межарабская война. Начнут воевать шииты с суннитами, мусульмане с католиками и т.д. Сейчас именно еврейское государство не даёт арабам резать друг друга. И именно поэтому друзы и бедуины добровольно служат в израильской армии.
А вообще, это очень грустная ситуация. Среди арабов есть множество вменяемых людей, которые хотят жить в мире с соседями, работать, растить детей. Но не они, к сожалению, зачастую определяют климат в своих сообществах. И, большая беда для Израиля, что именно те арабы, которые хотят работать и жить в мире, уезжают из него, не выдерживая давления со стороны соплеменников, устав от атмосферы насилия и экстремизма. Уезжают в Европу, Америку…
А ещё в Иерусалиме живёт множество людей со всего света. Им здесь просто нравится. Литераторы, художники, историки, программисты… с румынским, японским, аргентинским... паспортом, сняв квартиру в этом городе, нередко задерживаются в нём на годы. Поэтому, услышав на улице французскую или немецкую речь, не думайте, что это приехавшие на неделю туристы. Это могут оказаться прожившие здесь много лет аборигены. Есть своя прелесть в этом многонациональном городе с его минаретами и колокольнями, синагогами и арабскими рынками.
Обилие в городе иудейских, мусульманских и христианских святынь тоже добавляет ему национальной пестроты. Люди со всего света приезжают сюда помолиться. Русская Палестина – тема отдельного разговора. Русские подворья, монастыри, церкви, магазины, библиотеки…
Раньше значительную часть населения города составляли армяне. Многолетние войны вынуждали их уезжать отсюда. Но и сегодня в армянских кварталах старого города есть армянские церкви, магазины, семинария. Множество объектов принадлежит в Иерусалиме Греческой церкви – их легко распознать по голубому флагу с крестом.
В Израиле три официальных языка: иврит, арабский и английский. Но каждый четвёртый говорит здесь ещё и на русском. Так что на месте русскоязычных граждан Израиля я непременно поднял бы в парламенте вопрос о присвоении русскому языку статуса четвёртого официального.



Израильские солдаты (солдатки!) на арабском рынке.





Арабский рынок вечером.



Старые знакомые.



Мужской танец на еврейской свадьбе.



Еврейские девушки. Чёрненькая девушка -- тоже еврейка. По всем документам она ничем не отличается от своих белых подруг.



Новый торговый центр на Мамилле.



Публика на Мамилле.



Католический костёл. Основная масса прихожан -- арабы.



Улица святого Франциска в Старом городе.



Компания арабов. Как видите -- один из них в монашеской сутане.



Арабский рынок.



Центр города в шаббат -- субботу. Обычно здесь ни пройти, ни проехать -- столько машин и народа. В шаббат жизнь замирает. Светофоры переключают в мигающий режим.



Мусульманское кладбище поздним вечером.



Еврейские пацаны фотографируются на фоне Стены Плача.



В синагоге.



Культурный, образовательный и спортивный центр международной молодёжной христианской ассоциации ИМКА. Там есть библиотека, концертный зал, бассейн, тренажёры...



Стена плача.



Торговец восточными сладостями.



Уличный торговец-араб.



Армянская семинария.



Как я понял, это памятник жертвам геноцида -- армянам, убитым в Османской империи.



Армянская церковь.



Еврейская школа. Девочки и мальчики учатся отдельно.



В аэропорту. Здесь верующий еврей может помолиться и получить напутствие перед полётом

К сожалению, нет ни одной фотографии в мечетях. Ни в одну из них меня просто не пустили. Спрашивают: Муслим? То есть, правоверный ли я, мусульманин? Говорю, нет, русский турист. Тогда нельзя! Онли муслим -- только для правоверных.
.

?

Log in

No account? Create an account