avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Потеря Москвы в 1941-м привела бы к логистической катастрофе.
avderin

Когда немцы подошли к Москве – началась зима, к которой их армия не была готова. Кроме всего прочего, зима в тот год была необыкновенно морозной и снежной. И вообще на этом направлении у обеих сторон уже иссякали ресурсы. У русских не было сил обороняться, но и у немцев не было сил наступать. Несколько дней город вообще стоял беззащитный и его можно было брать голыми руками. Но немцы этого не знали и не успели воспользоваться ситуацией.
Советское руководство было внутренне готово к потере города. Думаю в этом случае пропаганда сразу начала бы ссылаться на опыт 1812 года и цитировать Кутузова, мол, потеря Москвы – ещё не потеря России, а вот если мы потеряем армию…
Но за 130 лет много что изменилось. Появились железные дороги, от которых зависела и мобильность войск, и их снабжение, и нормальное функционирование экономики…
Достаточно посмотреть на карту России, чтобы увидеть, что все главные желез-ные дороги, словно лучи, идут из одной точки – Москвы. Сейчас уже появилось много мостиков между этими лучами, но, зачастую, и сегодня самый удобный путь в соседнюю область пролегает через Москву.
Наши историки пишут, что готовые к потере столицы советские руководители перенесли наркоматы в Куйбышев и руководили бы в этом случае войной оттуда. Но почему-то никто не говорит, что потеря Москвы повлекла бы за собой транспортную катастрофу, коллапс. Разрыв связей между различными частями страны, невозмож-ность переброски войск, захлёбывающаяся без нормального снабжения экономика…
Хорошо хоть в 1940-м было закончено восточное полукольцо, соединившее несколько железных дорог юго-восточного сектора. Но от столицы до кольца – всего какая-то сотня километров. Заняв столицу, немцы непременно постарались бы перерезать и эти транспортные артерии.
В 1942 году стороны уже понимали значение транспорта для выживания государства. Отсюда и жесточайшие бои за Сталинград. Перерезать Волгу, перерезать идущую за ней железную дорогу – в этом случае большая часть советских фронтов осталась бы без бакинской и грозненской нефти. Это была бы катастрофа.

  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account