avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
"Театр на Покровке" Сергея Арцибашева. "О вреде табака..."
avderin

Вчера совершенно случайно попал на спектакль «О вреде табака…» в театр на Покровке. Спектакль выстроен из чеховских одноактных водевилей «Юбилей», «Предложение», «Медведь» и его же одноактного монолога «О вреде табака». Монолог исполняет сам основатель и главреж театра Сергей Арцибашев.

Первое впечатление от этого театра был сам театр. Крошечное фойе, маленький, где-то, наверное, 10мх10м, зал. Это даже не размеры зрительного зала. Потому что разделения на сцену и зрительный зал в этом театре нет вообще. Есть единое пространство, поделенное между актёрами и зрителями. Пропорции этого деления, как я понял, могут быть различными – что позволяет усаживать в зале от приблизительно 60 до 80 зрителей. Четыре ряда стульев на четырёх ступенях. Всё прекрасно видно с любого места. Зрителей и актёров ничто не разделяет. Всё действие разворачивается в 2-5 метрах от публики.


И это совершенно иная специфика игры. Не нужен яркий грим, не нужны преувеличенные жесты. То, что по задумке автора говорится шёпотом – оно и говорится шёпотом. Не тем театральным кричащим шёпотом, который должен долететь до 21-го ряда галёрки, а самым обычным шёпотом – помещение-то маленькое, всё прекрасно слышно. И напрягать голосовые связки не надо. Можешь разговаривать, как всегда разговариваешь с соседями, женой или тёщей. Но в этом-то и сложность. Любая фальшь, любой промах с такого расстояния – как на ладони. Здесь не спрячешься ни за декорации, ни за партнёра. Тебе должен поверить зритель, который смотрит тебе в глаза иной раз с расстояния в метр. Это как в кино – когда снимают крупным планом. А здесь всё – крупным планом. И без дублей. На одном дыхании. Актёры классные, играли прекрасно. Как я понял – спектакль вообще показывают второй раз. Премьера была несколько дней назад. Сам Арцибашев – высший пилотаж. И персонаж узнаваемый (Антон Павлович рабирался в людях) и сыгран убедительно. В лучших традициях русского классического театрального реализма.

Театр государственный. Я понимаю, что ни 60, ни 80 зрителей не способны окупить спектакль, в котором задействованы 13 актёров. А ещё есть осветитель, гардеробщик, кассир, директор, уборщица… Но я однозначно понимаю, что такой заведомо дотационный театр заслужил право на существование. Эти люди много раз уже доказали, что не зря едят свой хлеб. Что их опыт важен с профессиональной точки зрения. Что он расширяет границы театра. Вчера у меня сложилось впечатление, что аудитория была в основном актёрская. Я бы  вообще каждому театральному актёру посоветовал посетить этот театр. Очень познавательно с профессиональной точки зрения.

Я прекрасно понимаю Арцибашева. С одной стороны, каждому режиссёру хочется иметь зал не на 80, а на 800 или 1 000 зрителей. Чем больше проходит народу, тем больше о тебе знают, больше пишут, больше платят… Возможно, и у Сергея Николаевича возникает порой соблазн попытаться изменить специфический статус своего театра, нарыть для него здание побольше… Но, то, что они делают – можно делать только в 100-метровом зале. На отделённой от зала большой сцене это всё придётся играть иначе. И, как ни крути, но возможность играть вот так, глядя в упор в глаза зрителей – она тоже чего-то стоит, каких-то жертв. И мало-мальски искушённый зритель – он тоже всё это понимает. И идёт в этот театр за тем, чего никогда не увидит в большом «настоящем» театре. А, учитывая высокий актёрский уровень, посмотреть вот такой спектакль – огромное удовольствие.

?

Log in

No account? Create an account