avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Правда жизни и правда искусства
avderin

Несколько лет назад по ТВ была передача о детях, сыгравших в кино какие-то заметные роли. Рассказывали, в том числе, и о «Республике ШКИД». Оказывается, режиссёр Полока решил, что благополучные дети из интеллигентных семей не смогут убедительно сыграть беспризорников и, договорившись с соответствующими инстанциями, к съёмкам фильма привлёк три сотни малолетних преступников из колоний и детдомов. На киностудии эти детки тырили всё, что им попадалось под руку. Исполнитель роли Мамочки, сыгравший потом более 60 ролей в фильмах, вспоминал вместе со своим товарищем, сыгравшим потом Петруху в Белом солнце и успевшим отсидеть несколько сроков, как они тогда продавали интуристам по 25 рублей за пару реквизитные лапти.


Но фильм получился супер.

И я вспомнил услышанную где-то историю о том, как Алексей Герман-старший снимал «Проверки на дорогах». Там есть момент, когда партизанские подрывники готовятся взорвать мост в момент прохождения по нему немецкого эшелона. И в эти же мгновения под мостом плывёт баржа с нашими военнопленными. Из-за этого подрывник не стал взрывать мост, и по этому поводу начались разборки.

Вначале показывают общий план. Под мостом проплывает баржа. На ней рядами сидит несколько сот военнопленных. Вокруг стоят или прогуливаются конвоиры с автоматами и собаками. Потом камера наезжает, и нам показывают крупным планом лица этих людей.

Герман набрал массовку, одел всех в драные гимнастёрки, посадил на пол баржи, начал снимать – и остался недоволен. Военнопленные выглядели неубедительно. Их просили сделать скорбные лица и т.д., но всё выглядело фуфловато и недостоверно.

Тогда Герман договорился с какими-то орлами из ГУИНа, чтобы ему для съёмки этой сцены дали зеков из расположенного неподалёку лагеря. И настоящих конвоиров. Уголовников одели в те же драные гимнастёрки. Конвоирам дали добытые на военных складах шмайсера. Зарядив их предварительно боевыми патронами. Всю массовку, как и положено перед любым новым мероприятием, предупредили, что шаг в сторону рассматривается, как попытка побега -- с последующим огнём на поражение.

И подконвойные, и конвоиры, и даже их собаки выглядели в этой сцене очень достоверно и убедительно – потому что всё в ней было настоящим. И собаки, приученные по-настоящему рвать людей, и люди, приученные стрелять, и другие люди, понимающие, что и в автоматах и в пулемёте на капитанском мостике вовсе не холостые патроны.

Вид у всех этих военнопленных был реально пришибленный, траченный жизнью и затравленный. И даже то, что массовка была разновозрастная, придавало ей дополнительную достоверность. Во время войны в армию берут не только молодых и здоровых, но и старых, и больных.



?

Log in

No account? Create an account