avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Варшавская битва. 1920.
avderin
Посмотрел вчера этот фильм польского режиссёра Ежи Гофмана. Он его снял в 2011-м. Российский зритель знает этого классика польского кино прежде всего по историческим киноэпопеям ещё советских времён: «Пан Володыевский» и «Потоп». Сейчас мэтру 82 года.
Как мне «Варшавская битва»? Говно полное. Меня и «Пан Володыевский» в своё время что-то не впечатлил. Смотрел на костюмы, декорации, батальные сцены – возможно, тогда это был самый дорогой польский фильм. Работа же режиссёра… Нормально. Но ничего особо впечатляющего. А «Варшавская битва» вся рассыпается по отдельным сценам, которые в общее эпической полотно собираться просто не желают. Сказался, видимо, и преклонный возраст режиссёра. Герои постоянно стреляют, мечутся, кричат – но как-то бестолково и художественно неубедительно. Напоминает позднего Михалкова.
Ленин мало похож на Ленина, Троцкий – на Троцкого. А Сталин опознаётся только по трубке, которую постоянно курит прямо на заседаниях Совнаркома. Сомневаюсь, что в 1920-м году Сталину позволяли курить на совещаниях – он был тогда одним из многих (и далеко не главных) наркомов. Я бы даже закрыл глаза на эту непохожесть, неубедительность внешности и характеров, если бы режиссёр предложил, пусть даже исторически недостоверную, но интересную, интерпретацию данных персонажей. Но герои ходульны, примитивны – и больше похожи на пародии. Так же убого решены и польские генералы – и это снимает обвинение в предвзятости. Дело вовсе не в симпатиях или антипатиях (хотя, думаю, у Гофмана они есть) – а в самом банальном непрофессионализме. Как этот очень средненький выпускник московского ВГИКа стал классиком польского кино – для меня загадка. Возможно, из него мог бы получиться неплохой помощник какого-нибудь по-настоящему крупного режиссёра по постановке батальных сцен. Но он сумел найти путь к сердцам распределяющих киношные деньги чиновников – и занимался экранизацией патриотической литературной классики.
Кроме всего прочего, можно по блату получить какую-то премию, а от возраста никуда не убежишь. И ничем не откупишься. В общем, не надо было ему снимать фильм про 1920 год. Думаю, уже вообще ничего снимать не надо. Невыразительные герои, убогие диалоги, каждый из которых призван что-то проиллюстрировать. Настроение крестьянства, позицию церкви, конфликт между людьми искусства и обывателями… Фильм, напоминающий комикс. Интересно, а как выглядит сценарий? Там просто нечего описывать. Несколько безликих фраз, 5 минут хаотичной стрельбы, ещё несколько фраз – затем песня. Потом диалог на 3 минуты – и пять минут по экрану кругами мечутся самолёты. Как говорили в годы моего детства: Бой в Крыму, всё в дыму…

?

Log in

No account? Create an account