avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Учить детей – это преступление?
avderin
Мой покойный тесть был родом из Донецка. Он родился в Юзовке (таким было прежнее название города), вырос там, потом уехал в Харьков и поступил в университет. На матфак. Потом началась война, матфаковцев перебросили в московскую военно-инженерную академию имени Жуковского. Заканчивал он уже её. И вместо диплома математика получил диплом авиационного инженера.
После войны, уже капитаном Советской армии, поехал в родной город навестить родителей. Зашёл в школу – встретил там кого-то из своих учителей, стал расспрашивать про одноклассников, других учителей. Оказалось, некоторые учителя по-прежнему живут в городе – но вот из школы их уволили. За «сотрудничество с врагом». Причём, как вспоминал тесть, это были лучшие учителя их школы.
В чём заключалось сотрудничество? Когда оккупационные немецкие власти стали открывать школы, учителя вышли на работу – учить детей. Вернувшееся советское начальство им этого не простило. Моего тестя – еврея, фронтовика, настоящего русского интеллигента – подобное коробило. Он понимал, что немцы, несомненно, старались идеологически опекать школу. И учителям наверняка, хотя бы в присутствии каких-то комиссий, временами приходилось хвалить оккупантов и ругать Сталина и советскую власть. Но, что такое фашизм, те дети знали на собственной шкуре – и обмануть их в этом было невозможно. А вот то, что дети получали знания – и на его тогдашний и на мой сегодняшний взгляд было в разы важнее. Не будь учителей, которые за голодный паёк учили детей – советская власть вернулась бы в город, где дети 10-11 лет не умели бы даже читать. Более того, сдаётся мне, что многие из таких детей уже никогда не сели бы за парту. Для всего есть оптимальное время. И их время могло уйти. А, учитывая сильные донбасские криминальные традиции – нашлись бы по их души и другие учителя. Рассказывающие детям не про Пушкина и силу тяготения, а про зону и воровские традиции. На советском и постсоветском пространстве уголовный мир даже сегодня является едва ли не основным конкурентом официального государственного образования. Педагоги и уголовные авторитеты ведут меж собой бесконечную борьбу за детскую и подростковую аудиторию.

?

Log in

No account? Create an account