avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Монтаж выставки.
avderin
Наверное, скажем, юбилейную выставку Рембрандта в Эрмитаже развесить проще, чем выставку современного, живого, работающего художника.
Потому что, первый вопрос, что выставить? С Рембрандтом просто -- всё, что есть. Плюс, что дали на время другие музеи.
С современным автором неизбежно возникает вопрос выбора из сотен, а то и тысяч, накопившихся за долгую жизнь работ.
Вопрос номер два -- как развешивать? В каком порядке? С Рембрандтом можно и не ломать голову -- развесить просто в хронологическом порядке. При том, что в плане эстетики такой подход может очень даже хромать -- с научно-познавательной точки зрения, позволяя легко прослеживать эволюцию автора, он может быть очень даже правильным.
Я уже писал про выставку Вениамина Клецеля http://avderin.livejournal.com/441565.html , а теперь хочу отдельно рассказать, как мы (сам автор, друзья-художники Саша Адонин и Стас Фальк + я ) её монтировали.

IMG_0700_resize

Как развешивать? По датам, жанрам, размерам, цветовой палитре? Решили пренебречь всем этим разделением. Оставив одно требование -- чтобы, по возможности, хорошо смотрелось. Это сам Клецель (слева), и автор оформления экспозиции Александр Адонин. В последние годы Саша монтирует Вениамину все выставки.

IMG_0719_resize

А это Стас Фальк.

IMG_0706_resize

Саша умеет красиво разбросать работы по залу. Есть у него такой талант. Так что -- кому надо -- обращайтесь. Думаю, не откажет.
Сперва мы по его указанию расставляли и перетасовывали работы вдоль стен. Определялись места, что и где будет висеть.

IMG_0711_resize

Справа от входа перпендикулярно дверям -- стена. На ней -- три портрета. Все они обращены на зрителя. Типа "привет".

IMG_0701_resize

Эти работы подбирались по цвету и размеру. Слева -- "триптих" совершенно разрозненных, но зато одноразмерных, работ. Центр выполнен в тёплых тонах, края -- холоднее. Мужик с воблой висит на некотором расстоянии. Это специально так сделано. Не будь интервала -- всё визуально сваливалось бы в кучу.

IMG_0709_resize

Работы разбиты на группы. Если смотреть слева направо: большая работа, потом три маленьких, потом маленькая, потом две маленьких... Подобное структурирование, ритмизация экспозиции делает её более живой, более читаемой, более воспринимаемой.
Возникает ещё вопрос, как работы выравнивать - по верху, по низу, по центру. В принципе, какого-то одного заведомого решения здесь нет. В искусстве вообще есть два подхода к соседству, к соединению различных элементов. Надо понимать, чего ты хочешь. Чтобы эти элементы гармонировали? Или хочешь оттенить каждый из них противопоставлением друг другу? Дисгармония -- такой же важный элемент художественного языка, как и гармония.
Развешивая собственные работы, художнику трудно удержаться от соблазна напихать в экспозицию всего, как можно больше. Хочется показать и это, и это, и это. Но тогда возникает риск превратить выставку в свалку. У меня тут был пост про экспозицию современного искусства в Музее Израиля http://avderin.livejournal.com/440559.html . Там, заполнив стены даже не наполовину, а, максимум, на одну пятую, сумели сделать по-настоящему интересную экспозицию.
В нашем случае Саша тоже сумел красиво развесить работы отчасти потому, что не стремился заполнить ими каждый сантиметр стены. Так что -- не только каждая картина сама по себе является произведением искусства. Но и умение составлять экспозицию из многих картин -- это тоже искусство. Которое даётся не всем. Даже пишущим хорошие картины. Это, как икебана -- составление букета.

IMG_0720_resize

  • 1
"Но и умение составлять экспозицию из многих картин -- это тоже искусство. Которое даётся не всем. Даже пишущим хорошие картины. Это, как икебана -- составление букета."

Абсолютно согласен. Можно еще упомянуть значение освещения. Впрочем, факторов множество.
В связи с этим постом хотел спросить. Вы или Ваши друзья не были знакомы с московским художником, основателем галереи современного искусства "Арт-Модерн" Крутинским Г.Г.? Я работал у него в галерее 2,5 года - с 1991 по 1994. Среди его друзей были такие художники, как Нестерова, Наумова, Цигаль, Д. Лион, скульптор Д.Тугаринов, писательница Улицкая.

Про Арт-Модерн слышал, но с кем либо оттуда никогда не общался.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account