avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Про советскую мацу.
avderin
В Израиле в пасхальную неделю (она заканчивается как раз сегодня) запрещено есть хамец – изделия из заквашенного теста. Хлебобулочные изделия исчезают с прилавков большинства магазинов. Вместо них продаётся маца – плоские перфорированные лепёшки из смешанной с водой муки. Чтобы тесто не успело забродить, всю процедуру по изготовлению мацы нужно уложить в 18 минут. Откуда взялись 18, а не 17 или 19 минут? Собрались однажды раввины и порешили, что бог хочет, чтобы было именно 18 минут. В конце концов, в любой религии для того и существует священство, чтобы решать, чего хочет бог. Как всякое живое существо, бог сегодня может хотеть одного, а завтра – совсем другого. Тогда соберутся раввины и примут новое, более удобное для них в новых условиях, решение. Здесь иудаизм ничем не отличается от любой другой религии.
Но, вернёмся к маце. В Советском Союзе евреев было много. А вот мацы мало. Её искореняли. Как религиозный пережиток.
За прошедшую неделю я побывал в Иерусалиме в нескольких религиозных семьях выходцев из СССР. Все образованные, много читающие, или много читавшие прежде, люди. Все с детства имели о маце представление хотя бы из русской художественной литературы. Спрашивал присутствующих, когда они увидели и попробовали мацу живьём. Оказалось, в большинстве – уже взрослыми. Лишь у одного моего собеседника, Лазаря, 1939 года рождения, мацу всегда, не прерывая традиций, делала его мама.
У меня всегда было много друзей-евреев, но к специфически еврейским, религиозным или сионистским, тусовкам никто из них никакого отношения не имел.
Я мацу впервые попробовал в доме своей одноклассницы Ленки – уже когда в середине 1970-х заканчивал школу. Купленная в московской хоральной синагоге стопка мацы была аккуратно завёрнута в бумагу с синагогальными печатями. Ленкина мама рассказала мне, что мацу можно есть так, можно крошить в бульон и даже, пропустив через мясорубку, превратить в мацовую муку, из которой потом тоже можно что-то готовить. Из обычной муки в пасхальную неделю делать ничего нельзя, а из мацовой – можно.
Потом я узнал, что маца продаётся не просто так, а по предварительной записи. В списке надо указать имя-фамилию и номер телефона. Иногда даже требовали показать паспорт – якобы, для того, чтобы никто не забрал чужую мацу. Естественно, нередко (а возможно – почти всегда) эти списки попадали в КГБ. Поедание мацы рассматривалось властями как признак неблагонадёжности.
Мой уже здешний, израильский, знакомый Павел был в советской Одессе секретарём факультетской комсомольской организации. Однажды перед Песахом зашёл в синагогу и, повезло, купил там мацы. Без записей, без паспорта – видимо, остались какие-то излишки. Никому об этом не говорил, никому мацу не показывал, но на следующий день его вызвали в партком института и спросили, зачем он ходил в синагогу и зачем покупал мацу. Сказал, что для бабушки. Это было чистой правдой. Ну, если для бабушки… Козе понятно, что вычислили его компетентные органы именно через синагогу – и дали парткому команду разобраться. Видимо, приходящие за мацой фотографировались из соседних домов, идентифицировались и т.д. Вот такое у нас было государство.
Павел родом из Херсона. Его отец, Лазарь, рассказывал, что даже в начале 1960-х в Херсоне каждую весну продавали мацу в овощных киосках. Почему в овощных, а не в хлебных? Потому что маца не должна лежать рядом с обычным хлебом – это хамец. И вот, городской хлебокомбинат «Червоний харчовнік» (Красный пищевик) спокойно себе выпекал мацу на радость местным евреям. Причём делалось это даже с соблюдением каких-то религиозных требований. И бригаду подбирали из одних евреев. То есть маца «Красного пищевика» была почти кошерной (полной кошерности в советских условиях добиться было просто нереально). Евреи об этом знали, им говорили об этом в синагогах – и они приезжали за нею в Херсон изо всех окрестных городов. Естественно, покупали её не только евреи, но и местные русские, украинцы… – из любопытства или вместо крекеров к чаю. Потом маца исчезла. Возможно, это было после Шестидневной войны в 1967 году – тогда, после катастрофического поражения вооружённых советским оружием арабов, в стране начался очередной виток борьбы с «сионизмом» – то есть со всем, что имело хоть какое-то отношение к еврейству или иудаизму.

  • 1
Очень интересно!

Начну с вашей концовки. Вы, вероятно забыли, что в 1963 г. был сильный неурожай, и СССР (по крайней мере, так официально объяснялось) был вынужден впервые (?) закупать зерно в Канаде. На самом деле проблема возникла (Ю.Черниченко и др. авторы)из-за хищнического уничтожения земель "хрущевской целины", ее распашки. Авантюры с целиной хватило на несколько лет, первые успехи, как водится, дали повод к представлению о вечности ситуации, но она, повторяю, лопнула через несколько лет. Почвы выветрились и улетели (в прямом смысле), пшеница же получалась низкопротеиновой, фуражной. Так вот, с 1963 г., когда быд, практически, голод, и примерно лет 5 последующих, в СССР не было хорошей муки. К сильной пшенице из Канады чего только не добавляли, включая кукурузу и горох. И в розничной продаже муки практически не было. Какая уж там, маца!

Но в Ташкенте, сколько я себя помню, маца была каждый год.

А насчет всего прочего, приглашаю сюда, чтобы не повторяться: http://erushalmy.wordpress.com/2014/03/02/miller_pesah/

Спасибо! Очень интересный и познавательный рассказ. Вернее, даже два - от вас и от мельника. А в Ташкенте, где эта маца продавалась? И кем выпекалась?

У меня же в рассказе написано: звонили какому-то Зяме, а потом привозили в крафт-пакетах по 3 кг. Если правильно помню, в начале 80-х пакет стоил 7-10р. Как пекли тогда и где, не знаю. Тогда в период перед Песахом, некоторые ребята, русские и узбеки в т.ч. промышляли развозкой мацы. Но в первые постсоветские год-другой за мацой приходилось ходить в синагогу и стоять там в очереди, пока испекут очередную партию. А потом мацу стали завозить из Израиля. Евреев стало намного меньше, и видимо не было проблемы. Кстати, о покупке мацы в Ташкенте и сопровождающих ужасах написал М.Штейнберг. http://club.berkovich-zametki.com/?p=10764 . Но он, по-моему там много наврал. Хотя, кто знает? Он работал, если ему верить в разведке штаба ТукВО. Не знаю, я всю жизнь проработал "под колпаком у Мюллера", но никто меня за мацу не преследовал.

Я ел мацу в 80-х притом ни разу не Живу в Израиле.
Мне дали её в специальной коробочке. Там был непонятный язык я даже не знал что это. Вот только сейчас припомнил :)

В Израиле сейчас каждый Песах продают кучу заменителей хлеба, которые и видом и вкусом похожи на хлеб, но не содержат муки. Их делают из крахмала и не знаю ещё чего.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account