avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Самое опасное место на войне…
avderin
У моего тестя был приятель, Лев Яковлевич. Всю войну он прослужил связистом. Рассказывал, что тянуть связь на переднем фронте было в разы опаснее, чем ждать сигнала к атаке в окопе. И убивали его товарищей даже чаще, чем обычных пехотинцев. Когда все остальные сидят во время артобстрела в укрытии, связист бегает меж взрывов, чтобы найти и исправить перебитый осколком провод.
Тесть служил тогда инженером полка штурмовиков. Он рассказывал, что прикрытые бронёй пилоты могли ещё летать подолгу, а вот на стрелков-радистов все смотрели, как на заведомых смертников. Их место не было бронировано и это превращало людей в одноразовый расходный материал.
Так получилось, что стрелки появились на уже поставленном на конвейер одноместном самолёте. И руководители страны и оборонной промышленности решили, что проще менять, как перчатки, стрелков, чем серьёзно переделывать запущенный в серию самолёт. Изменения конструкции потребовали бы перенастройки производства – а это, в свою очередь, привело бы к сокращению объёмов выпуска.
На самом деле, о важности стрелка-радиста в этой машине до сих пор ведутся споры. Появился он после того, как имеющие преимущество в скорости немецкие истребители стали обходить наши штурмовики сзади и расстреливать, как в тире. С другой стороны, есть свидетельства опытных штурмовиков, которые на своём опыте утверждают, что даже одноместный Ил-2 был вполне способен равноценно противостоять Мессершмидту. Проигрывал в скорости, но зато имел броню и намного большую огневую мощь. Кроме того, как тихоходный собрат, был более манёвренным. Благодаря этому опытный пилот не позволял врагу зайти с тыла и встречал его огнём своих пушек. Другое дело, что катастрофически не хватало опытных пилотов. В бой бросали мальчишек, налетавших в училище, если не ошибаюсь, 35 часов. У немцев на подготовку пилота отводилось, насколько помню, 450 часов. Даже если я где-то ошибаюсь, то общий порядок был всё равно приблизительно такой. То есть – разница раз в 10. Отсюда – и срочное добавление стрелка и гибель этих стрелков многими тысячами.
Вчера смотрел документальный фильм «Торпедоносцы». По мотивам одноимённого художественного фильма Семёна Арановича. О своей «работе» рассказывают реальные герои той войны. А в конце титры сообщают нам, что те несколько десятков торпедоносцев, которые были у советской стороны, совершили за годы войны 877 боевых вылетов. Это нельзя сравнить с истребителями – там бывало по несколько вылетов в день. В итоге потопили 70 вражеских судов. Но при этом было сбито 277 самолётов и погибло или пропало без вести более 700 членов их экипажей. Бои шли обычно над холодным морем – а от переохлаждения в воде парашют не спасал. Разделите 877 на 277… Три вылета – и горящий самолёт падал в холодные воды. Лётчики это прекрасно знали. Однозначно, кабина торпедоносца была одним из самых опасных мест на той войне.

  • 1
"Однозначно, кабина торпедоносца была одним из самых опасных мест на той войне."

Похожая ситуация была у американских вертолетчиков в начале вьетнамской войны.

А почему именно в начале? Что потом американцы поменяли, чтобы изменить ситуацию?

В начале - потому что я сейчас читаю воспоминания американского вертолетчика, который начал воевать во Вьетнаме в сентябре 1965 года. Что потом американцы поменяли, я не знаю, т.к. пока не искал источники на эту тему. В 65 году проблема, если в кратце, состояла в том, что у пилотов были бронированные кресла, но не было бронежилетов для защиты груди. При полетах на низкой высоте, что практиковалось очень часто, пилот был беззащитен при фронтальных обстрелах с земли. Если интересно, могу дать ссылку на эти мемуары.

Дайте. Современные боевые ударные вертолёты, как я понимаю, имеют противопульное бронирование. А вот имеют ли их десантные вертолёты - не знаю.

http://artofwar.ru/l/lamtjugow_a_a/chickenhawk.shtml
На тот момент, как я понял, ударные и десантные американские вертолеты серьезного противопульного бронирования не имели. Впрочем, советую прочитать книгу. Мне понравилась.

Сказал же сталин: бабы еще нарожают. Вот и не жалели солдат, и не снабжали осажденный Ленинград продуктами, исключая некоторых. Мой дядя тоже был связистом на Карельском фронте. В болотах искал провода связи. Остался жив. Ничего не хотел рассказывать. Только один раз сказал - это был кромешный ад.

Чем сильнее обстел, тем чаще нарушается связь - тем больше для связиста работы. И ждать нельзя. В такие моменты 10 минут без связи могут привести к гибели всей роты, или батальона.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account