avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Павел Корин. Этюд по психологии творчества.
avderin

Летел в Москву – думал, буду ходить там по выставкам. Но, оказалось, что после операции на сердце сил у меня не так уж много. Кое-что конечно, посмотрел, но, в лучшем случае, треть того, что хотел.

Жаль, что не добрался до выставки в ГКГ, посвященной картине Павла Корина "Реквием. Русь уходящая". Это огромный групповой портрет иерархов и подвижников Русской православной церкви. Корин был родом из Палеха, из семьи иконописцев, сам начинал с икон – всех этих людей поэтому знал лично и набросочные портреты писал с натуры.

Думаю, я видел значительную часть представленного – не помню, в каком году, видимо, в юбилейном для художника 1992-м (100 лет со дня рождения) в Третьяковке была его большая выставка.

Один из вариантов картины, над которой художник работал несколько десятилетий и которую считал своей главной работой.


0korin_eskiz_uhodyasch_Rus_resize

На выставке, кроме окончательных вариантов известных всем по репродукциям в журналах работ были представлены ещё и наброски, эскизы к ним. Корин – в советском искусстве – фигура грандиозная. Это на самом деле великий художник. Тем неожиданнее было видеть его эскизы. Которые производили откровенно странное впечатление. Чем? Своей беспомощностью.

Сколько авторов – столько и технологий творчества. Кстати, есть совершенно замечательная, посвящённая психологии творчества, книга польского автора Яна Парандовского «Алхимия слова». Рекомендую, кого интересует этот вопрос.

Обычно талантливый автор уже в первых набросках показывает свой талант. Который не спрячешь и не пропьёшь. Потом делается следующий набросок – где этот талант выражен ещё ярче. Потом идёт доработка, шлифовка картинки – в результате которой и получается шедевр.

Есть ещё категория авторов. Они всё делают в голове. Но общая схема – приблизительно та же. Только без бумаги. Человек ходит – и строит, перестраивает, исправляет всё в голове. Потом подходит к холсту – и с первого захода выдаёт шедевр.

У Корина первые наброски зачастую корявы и неинтересны. Потом он делает второй, третий, четвёртый… вариант – а заканчивается всё просто грандиозной монументальной работой. Даже если она меньше метра по бОльшей стороне. Такое ощущение, что в каждой своей работе автору заново приходится проделывать путь от заурядного подмастерья к большому мастеру.


?

Log in

No account? Create an account