avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Щёголь, лихач, пьяница, бабник…
avderin
Это я хочу рассказать про Рихарда Зорге. Когда смотришь старые фотографии, часто поражаешься тому, какие нелепые причёски и наряды носили в старые годы. То, что сегодня кажется красивым, завтра запросто выглядит смешным. Рихард Зорге (1895-1944 гг.) на всех своих фотографиях выглядит очень мужественно и стильно. Хоть в гражданском, хоть в военном одеянии, хоть в 10-е, хоть в 20-е, хоть в 30-е годы. Осмелюсь предположить, что перенесённый хоть на 30, хоть на 50 лет вперёд (хоть даже в сегодняшний 2014 год) он вызывал бы у женщин в любой стране восхищение: Вот, умеют же некоторые мужики одеваться – не то, что мой…
Детьми разведчик так и не обзавёлся, но сам процесс детопроизводства ему явно нравился. Женщин у него было… И надо отдать должное, они сами были от него без ума. Посвящённым в его основную деятельность разведчик мог сказать, что это не разврат, а производственная необходимость. Он опылял жён, любовниц и секретарш всяких ответственных лиц, получая от них, кроме плотских удовольствий, ещё и много много ценной информации. Просто такой метод работы.

423px-Bundesarchiv_Bild_183-1985-1003-020,_Richard_Sorge

Было у советского агента и ещё одно ноу-хау. Он умел много пить. Вот сядет бухать с каким-нибудь матёрым фашистом. Вроде пьют вровень, визави уже развезло, тот себя не контролирует, вовсю разглашает секретную инфу, а наш – ну, не сказать, что, как огурчик, но под стол ещё не заваливается, и всё, что болтает враг, неустанно мотает себе на ус. Так в постелях и застольях доблестный советский разведчик проникал в секреты врага. Ну, и во всякие укромные места вражеских жён, секретарш и любовниц…
Ещё он любил скорость. В 1938 году сильно побился на мотоцикле. Имея при себе кучу денег и секретных документов. К месту аварии раньше «скорой» подоспел его радист – и успел всё это забрать прежде, чем Зорге потерял сознание. А то были бы у ребят большие неприятности.
В Китае Зорге (вместе с Чан Кай Ши) участвовал в автомобильных гонках.
Зорге был классическим плейбоем, и я не удивлюсь, если узнаю, что Ян Флеминг, который сам был сотрудником британской разведки, знал о Зорге и, возможно, именно с него писал местами своего Джеймса Бонда.
В начале 1951 года делом Зорге занимался американский Конгресс – американцы считали, что советское руководство через своего агента пыталось направить японскую агрессию в сторону США. Вполне логично. Когда 7 декабря 1941 года японцы напали на Пёрл-Харбор, думаю, в советском руководстве все вздохнули с большим облегчением. Это было 100%-ой гарантией, что на СССР они уже не нападут. Просто сил не хватит.
Щёголь, бабник, лихач, пьяница… Но при этом Зорге был необыкновенно обаятельным, эрудированным, образованным и чудовищно работоспособным человеком. Кроме того, что он пил и вёл активную светскую жизнь, он ещё всю жизнь учился. Написал несколько книг, кучу статей. Он и в тюрьме, ожидая казни, писал очередную книгу. Рукопись сгорела во время бомбёжки Токио. Подобное хладнокровие вызывало к нему большое и нескрываемое уважение со стороны персонала тюрьмы. Когда за ним пришли, он персонально поблагодарил своих тюремщиков за доброе отношение и помощь в писательском труде.
Кроме того, плейбой и авантюрист был в то же время искренним убеждённым коммунистом, уверенным, что социализм – это всеобщее светлое будущее человечества. Подобные убеждения были вложены в него с детства – он вырос в обеспеченной интеллигентной семье со старыми социал-демократическими традициями. Двоюродный дед Рихарда был секретарём самого Карла Маркса.
Так что – разведчики тоже бывают разные. И необязательно – безликие посредственности вроде нашего ВВП. Хотя, для разведчика отсутствие бросающихся в глаза достоинств, умение слиться со стенкой -- это скорее даже достоинство. Во всяком случае, пока он не замахивается на большее.

  • 1
Интересный портрет, спасибо.
В годы моей юности был художественный фильм о Зорге, я не путаю? Я до последней минуты верила, что его спасут:((

Да, это западный фильм 1961 года "Кто вы, доктор Зорге?". Говорят, когда Хрущёв посмотрел этом фильм, он поинтересовался у руководителей советской разведки, мол, у нас, что, в самом деле был такой агент? Ему ответили, да. Только после этого имя Зорге узнали советские люди. Ему было присвоено звание Героя, начали появляться статьи о нём...

Я служил в ОСНАЗе ГРУ (радиоразведка и радиосвязь) на том узле , что работал с Зорге. Так вот ходила такая легенда, Зорге уже давно арестовали и на связь он не выходил. Но официально он считался действующим.И каждый раз начальника смены попадали в штрафбат...

А за что в штрафбат?

По правилам связи в ГРУ если сеанс не состоялся - виноват всегда центр(узел связи).

Странное правило. Для разведчика-нелегала, по моим представлениям, придерживаться строгого графика - очень рискованная политика. И зачем его к этому подталкивать? Хотя, в нашем государстве полно даже более, чем странных, правил.

Не хочу выдавать военную тайну, но график не строгий :)

Понимаю, есть алгоритм - и в нём заложена периодичность. В том числе и максимальные сроки невыхода. Сейчас, думаю, зашифрованные донесения сбрасываются через Инет. Можно сбросить и картинки, и видео...

Наиболее важная информация поступавшая от него - все более уточняющие сообщения о сроках нападении Германии на СССР оказалась невостребованной, и статуса человека, принципиально изменившего ход истории, не по его вине, у него нет. Я посмотрел на рутреккере, интерес к книгам, фильмам о нем весьма умеренный, видимо, по этой причине.

Я не знаю, насколько важна была фактологическая информация от Зорге. Дату войны называли более обоснованно разведчики, работавшие в Германии. Да и к этому времени любому разумному руководителю было понятно, что война, неделей позже или раньше, но начнётся. Ценность Зорге была прежде всего в аналитической информации: настроения в японских верхах, широта сотрудничества Японии с Германией... Ведь кроме группы Зорге у советской разведки в Японии не было никого.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account