avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Шабаш дилетантов? Или сборище гениальных самоучек?
avderin

Казалось бы, кино – это высокотехнологичная индустрия и работа в нём, кроме таланта, требует ещё и огромных специфических знаний.

Во-первых, режиссёр должен быть волевым харизматичным руководителем, способным заставить шайку богемного сброда соблюдать очень жёсткие графики работы. Потому что несоблюдение сроков ведёт иногда просто к катастрофическим убыткам.

Во-вторых, режиссёр должен обладать литературным вкусом, чтобы выбрать сценарий, и художественным вкусом, чтобы его реализовать.

В-третьих, он должен быть тонким психологом, чтобы понять, как будет воспринята та или иная сцена зрителями. Учитывая, что основная масса зрителей вовсе не является рафинированными эстетами.

В-четвёртых, режиссёр должен знать не только то, что и как можно сделать, но и каких денег что будет стоить. Это серьёзная хозяйственная работа. Конечно, на каждом фильме есть свой коммерческий директор. Но он делает то, что нужно в данный момент режиссёру.

Отсюда можно предположить, что режиссёр, перед тем, как начать работать, должен получить массу знаний, прослушав кучу лекций по психологии, экономике, съёмочной аппаратуре, гриму, спецэффектам… И именно это фундаментальное образование станет залогом его дальнейших успехов.

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим биографии ведущих мэтров современности. Естественно, Михалков имеет диплом режиссёрского факультета ВГИКа. Но, хотя Никита Сергеевич снимал когда-то очень даже неплохие фильмы, он вряд ли делает погоду в отрасли в мировом масштабе.

Вот скажем Спилберг («Индиана Джонс», «Парк юрского периода»…)… После двух провалов на вступительных экзаменах в киношколе, где ему открытым текстом объяснили, что он полная бездарь… Спилберг снял на домашнюю кинокамеру любительский короткометражный фильм, показал его профессионалам – и был в 23 года принят на «Юниверсал Пикчерс» режиссёром телесериалов. Уже через два года ему доверили снимать полный метр.

Или взять Тарантино («Криминальное чтиво», «Убить Билла»…). Который в 15 лет бросил школу. Но зато перед тем, как в 29 лет снять свой первый фильм «Бешеные псы», он много лет проработал в кинематографе. Сперва билетёром в порнокинотеатре, потом приёмщиком кассет в видеопрокате. Между делом играл эпизодические роли в сериалах, писал и пытался пристроить свои сценарии.

Его друг и соратник по многим кинопроектам Роберт Родригес («Дети шпионов», «Мачете»…) – своего рода человек-оркестр. Он сам себе режиссёр, продюсер, оператор, композитор и даже монтажёр. В 23 года на свои деньги на коленке за 7 тысяч долларов снял в Мексике фильм «Музыкант». После чего ему выделили 7 миллионов долларов на продолжение с участием звёзд. Через два года вышел «Отчаянный» с Бандеросом и Сальмой Хайек в главных ролях.

Джеймс Кэмерон – создатель Терминатора, сотворивший пару самых кассовых фильмов мирового кинематографа («Титаник» и «Аватар»). Учась на физфаке Калифорнийского университета, снял любительскую короткометражку, после чего им заинтересовались профессионалы. Закончить университет после этого уже не удалось.

И у Гая Ричи нет никакого профессионального образования. Он учился в процессе работы, образно говоря, пройдя путь от пятого помощника до самостоятельного режиссёра рекламных и музыкальных роликов. И тоже попал в большое кино, сняв на собственные деньги короткометражку и показав с её помощью нужным людям свой профессионализм.

Похожим образом складывалась кинокарьера и другого европейского режиссёра – Люка Бессона («Пятый элемент», «Артур и минипуты»…).

Кроме веры в себя, огромной работоспособности и искренней влюблённости в кино всех этих людей объединяет то, что они по-настоящему выдающиеся бизнесмены и руководители.    

В их огромных проектах бывают задействованы одновременно тысячи людей, и они не только снимают свои собственные фильмы, но и продюсируют чужие. Это вообще очень универсальные люди. Родригес, можно сказать, умеет на съёмочной площадке делать почти всё. Вплоть до написания саундтрека. Но и остальные из этого списка сами пишут сценарии, сами, когда надо, встают за камеру или монтажный столик, сами занимаются вопросами рекламы и проката.

Мы привыкли, что деньги обычно не отвечают взаимностью людям искусства. Вспомните бесконечные проигрыши Пушкина и Достоевского, мотовство Дюма и Бальзака, пьянство Джека Лондона или Сергея Есенина… Речь идёт даже не сумме заработков, а о том, насколько разумно они распоряжались заработанным. Из великих российских литераторов, наверное, только граф Лев Толстой сумел в разы приумножить своё состояние. Да и то, основные деньги ему приносила вовсе не литература. А сдаваемые в аренду огромные земельные наделы.

Тем удивительнее читать про миллиардные состояния людей, делающих по-настоящему яркое и талантливое кино. К тому же – это не какой-то единичный случай. На сегодня половина ведущих кинорежиссёров мира:

А) не имеет за плечами никакого профессионального образования

Б) совмещает режиссуру с продюсерской деятельностью (то есть – с бизнесом).

Психология творчества меняется буквально на наших глазах. Лично мне подобное изменение образа художника кажется очень интересным. Когда на место пьяниц и хронических раздолбаев приходят дисциплинированные, экономически подкованные, влюблённые в свою работу прагматики. При такой динамике очень интересно, как будет выглядеть мировой кинематограф через следующие 20-30 лет. И окажет ли влияние подобный опыт кинематографа на другие жанры искусства. Не начнут ли вслед за режиссёрами массово появляться сами себя рекламирующие и продающие живописцы, поэты, писатели…


?

Log in

No account? Create an account