avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
О качестве движков и качестве пилотов.
avderin
Во время ВОВ мой покойный тесть был инженером полка штурмовиков ИЛ-2. Не знаю, как конкретно обстояло дело с Илами -- народ говорит, что на них ставились только отечественные движки. Но тестю, возможно, где-то в другом месте, пришлось сталкиваться и с американскими двигателями. У штатовских авиадвигателей ресурс был в разы больше, чем у советских. Они поступали опломбированными, и существовало категорическое правило: вскрывать их разрешалось только при наличии внешних повреждений. Или при других обоснованных претензиях к работе. Но других претензий обычно не возникало. Тесть говорил, что американские движки работали, как часы.
Кроме безотказной работы и фантастического, по советским меркам, ресурса, они поражали советских техников ещё одной особенностью: все детали в них были взаимозаменяемы.
Я работал на авиационном заводе «Красный Октябрь» в 1970-е годы. Мы делали двигатели к истребителям. Но к этому времени и в советских самолётах взаимозаменяемость стала железным правилом.
Поэтому я удивился, узнав, что, оказывается, в довоенные и военные годы ситуация была несколько иной. Вот надо поменять в самолёте шестерёнку. Техник брал ящик с нужными железяками – одни из которых были новенькими, другие – с повреждённых и разобранных машин. И начинал подбирать, какая из них встанет в ремонтируемый агрегат. И не факт, что на место встанет первая подвернувшаяся. Иногда подходила только вторая. Иногда третья.
А у американцев, если шестерёнка предназначена для этого агрегата – значит, она без зияющих зазоров и усилий встанет на своё место – и будет работать. А если есть два двигателя с разными повреждениями – из них всегда можно собрать один рабочий. С советскими всё было сложнее. Каждую деталь приходилось подбирать и подгонять в индивидуальном порядке.
Мне сегодня трудно представить, как может работать подобный двигатель. Но – работали!
И люди летали на таких самолётах. Правда, возникает вопрос, сколько лётчиков не вернулось с заданий не из-за немецких пилотов и зенитчиков. А из-за таких вот движков.
Но военное руководство страны сделало ставку на одноразовые движки и одноразовых пилотов. Которых выпускали из лётной школы, едва научив взлетать. Японцы подобным образом готовили камикадзе. Я не помню, сколько лётных часов отводилось на подготовку пилота у нас, американцев, немцев, японцев... Причём, немцы и японцы в конце войны тоже вынуждены были сокращать программу. Но помню, что у советских пилотов этих часов обычно было в разы меньше.
Есть известный документальный фильм про асов люфтваффе. Где лучших немецких лётчиков спрашивают, в том числе, кого было легче сбивать, англо-американцев или русских. И те отвечают, что одного сбитого союзнического пилота можно смело приравнять к двум русским. Что уровень подготовки русских пилотов был очень низким. Ведь, чтобы научиться летать в боевой обстановке -- надо умудриться выжить. А выжить, не имея налётанных в тылу часов, очень и очень трудно. Отсюда, и огромные потери. Отсюда, и большое число немцев, за которыми числилось по 100-200 сбитых советских самолётов.

  • 1
Доброго времени суток! Интересный и познавательный журнал! Добавил в друзья. Было бы здорово познакомиться!

Я на Украине периодически бываю. Только не знаю, когда следующий раз занесёт.

Добро пожаловать в любое время!

Заявленные ТТХ советской техники времен Второй Мировой всегда отличались от фактической в худшую сторону очень сильно. Нынешней России стоило бы поблагодарить США за поставки по ленд-лизу, а не вести идиотскую антиамериканскую пропаганду.

иногда это было виной не производства, а тех, кто технику эксплуатировал
напр., лётчики летали с выпущенными задвижками выхлопной системы, с открытой кабиной и т. д.
параметры смазки и топлив не соответствовали
где-то валяется документ протокола на эту тему, большое расследование было, заводчане приезжали в войска и приходили в ужас

Все были в равной степени хороши... Без выпущенных выхлопных задвижек моторы перегревались, с открытой кабиной летали потому, что фонари были из плохого плексигласса и мешали обзору, вдобавок часто застревали при попытках открыть. Советские масла были ужасными по качеству и их пытались менять на любые американские. Новенькие, пришедшие с завода двигатели часто заклинивали при первых пробных запусках и почти все не давали заявленную мощность. Заводчане валили вину на механиков для того, чтобы себя обелить.

ну, в общем, да, технол. культура - это проблема по сию пору, насколько я понимаю

Я вас зафрендил, у вас интересный журнал:)

вы и ещё 1100+ жж-стов так считают :)

Да, я обратил внимание, что вливаюсь в хорошую компанию:) Я в ЖЖ новичок и глаз еще не замылился:)

400 000 студебеккеров.

Список поставок очень длинный. Но россияне свою историю знать не желают, достаточно на комменты здесь посмотреть.

Ну да. Швета из Иваново, и вот это вот все.

==все детали в них были взаимозаменяемы==
одни и те же детали от разных двигателей строго соответствовали стандарту :)

(потрясенно)

На Ил-2 ставили американские моторы? А мужики-то не знали...

Автор, поучи матчасть, хотя бы немного.

Как много нового можно узнать) Какие американские моторы?

Ну хотя бы тот, на котором Покрышкин летал - для P-39N "Аэрокобра".

Ну чо напихали уев в панамку?

"руководство страны сделало ставку на одноразовые движки и одноразовых пилотов"
А когда в России людей жалели? Большевики же отличались кровавостью особенно.

Ведь каждому гею,демократическому дурналисту и креаклу известно,что кровавый тиран угробил 100500 лётчиков только из за отечественного мотора,а кто пролетал на импортном больше 1 часа-расстреливал через повешеньие без приговора суда!Низабудим-нипрастим!

Зачем же так сразу, самолеты! Можно проще, попробовать поставить, без напильника, дисковый магазин с одного ППШ на другой. И вопрос взаимозаменяемости снимется сразу. А вы о моторах!

У Покрышкина в мемуарах характерный случай описан, как в 1941 он пытался увезти свой истребитель, прицепив его к грузовику.

Очень жалел, что потом его все равно пришлось уничтожить.

Новенький МиГ, вроде.

Причина банальна. На аэродроме куда он сел, не смогли заправить сжатым воздухом.

Форма лючка и манжета шланга не совпала.

И все. Истребитель превратился в дрова.

И немцев, сколько историй про проектирование не читай, все начинаются со слов.
Одна из целей в постановке задачи - унификация.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account