avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Небесные самураи.
avderin
В своей книге «Самурай» один из лучших японских асов Второй мировой Сабуро Сакаи (американцы насчитали за ним 64 сбитых своих самолётов) написал, что он и его товарищи летали на боевые задания без парашютов. Враги считали это демонстрацией самурайского презрения к смерти.
Но сам Сакаи объясняет всё иначе. Парашютная система занимает в тесной кабине самолёта слишком много места. А сковывающая тело пилота подвесная система мешает ему быстро двигаться и нормально управлять самолётом. Японцы считали, что, откровенно мешая в бою, парашют увеличивает риск быть сбитым – поэтому вреда от него больше, чем пользы.
То есть, в каждой авиационной части хранились уложенные исправные парашюты. Лётчики сами решали, надевать их или нет. На каком-то этапе наработанная в боях статистика показала, что пилотов в парашютах сбивают существенно чаще, чем без них. После этого от них начали массово отказываться.

При боях над океаном, наверное, срабатывал ещё один фактор. Слишком велик океан и слишком мало времени есть у человека, чтобы не умереть в нём от жажды и переохлаждения. Слишком сложно найти в нём человека. Особенно в разгар боёв. Думаю, и эти соображения тоже подталкивали японцев к отказу от парашютов. Было целесообразней приложить все усилия к тому, чтобы не быть сбитым, а не к тому, чтобы на полчаса дольше барахтаться в воде, упав в неё с парашютом.

  • 1
Я читал и другое объяснение этому - в японских самолетах были слишком тесные кабины.

Я не сидел в кабинах японских самолётов. Но, в разных военных музеях сидел в кабинах советских. Думаю японские были настолько же меньше, насколько меньше сами японцы. В кабине очень тесно. Но, даже если бы там было свободнее, куча перетягивающих тело парашютных ремней всё равно страшно сковывают тело. А держать их незатянутыми нельзя - свободно болтающиеся постромки при раскрытии купола переломают все кости.

Советские самолеты тоже были очень тесны, а в летный состав старались брать некрупных людей. Американские по сравнению с прочими были просто верхом комфорта:)

Когда я глядел на фотки японских лётчиков рядом с обслуживающими их самолёты техниками - у меня тоже сложилось впечатление, что и они в лётчики отбирали самых мелких.
А когда американцы стали захватывать японские суда - то были поражены теснотой матросских кубриков. Экономии на всём, что связано с комфортом: скудости вентиляции, отопления, звукоизоляции...

Edited at 2013-04-17 07:47 am (UTC)

В СССР был аналогичный подход к эргономике военной техники. Танки, самолеты, корабли - все отличалось страшной теснотой и неудобством. Впрочем, гражданская техника была такой же. Подобное отношение является прямым следствием неуважения к человеческой жизни и достоинству.

Ребёнком я много раз ездил на "козликах" - полноприводных легковых ГАЗиках с брезентовым верхом. Но, когда я уже взрослым мужиком попал за руль этой машины - я был просто поражён отсутствием у её конструкторов даже самых общих представлений о пропорциях человеческого тела. Страшно неудобная для человека машина.

Да, я в СА армии ездил на УАЗах, совершенно дикий аппарат. Даже классический джип-виллис и то, мне кажется, удобнее. Я ездил несколько раз на таком. А советские танки - это вообще что-то особенное. В отделение механика-водителя мог залезть человек не более 165 см. В танковых учебках на роты водителей было просто смешно смотреть - солдаты мели землю полами шинелей, а сами шинели были обрезаны почти до хлястиков. Зато башенные стрелки должны были быть ростом больше 180 см. Вот такая техника..

ГАЗ-66 не тестировали? :)

Только в качестве пассажира, за рулем не пришлось. А что?

Там нужно, насколько я помню, крайне антигуманно :) тянуться за рычагом КПП.

А выжим сцепления в ГАЗ 52 помните? С одновременным манипулированием передачей?:)) Советская техника не имела аналогов в мире))

Я только на 53м (кажись... в 87м дело было) поездил немного. Двойной жим помню :).

Edited at 2013-04-18 07:38 am (UTC)

После ГАЗ 52 ЗИЛ 130 мне показался лучше жигулей:)) Но самые потрясающие ощущения у меня были, когда я однажды вел автобус ЛАЗ, старый еще, с закругленной задницей и огромным рулем. Километров 30 пришлось проехать по сельским дорогам, шофер напился в доску и надо было выбираться. Этот руль мне потом долго снился:)

Да что уж говорить о такой относительной для среднего человека экзотике, когда я ясно помню свои первые впечатления, когда я пересел за руль ВАЗ-21043 с Космича-412. Как щас помню: "Как тут всё удобно-то!" :). Что говорит не об удобстве ТАЗа, а о стиле Москвича :).

Вы мне еще будете рассказывать...:))) Моей первой машиной был ЗАЗ 965! Для меня тогда ваш Москвич был круче Мерседеса))

Я на "горбатом" не поездил, факт. А вот "ушастый" друга таки водил немного. Космич действительно круче :).

Горбатый на скорости больше 80 реагировал на открывание форточки как самолет на отклонения киля:) И еще много разных штучек было в его характере..

Как технические отчёты американцев, испытывавших трофейные самолёты, так и впечатления тех, кто в наше время летал на восстановленных, указывают прямо противоположное - весьма просторные и удобные кабины с хорошим обзором.

Что касается отказов от парашютов - люди вообще склонны пренебрегать безопасностью вообще ради удобства сейчас. Хрестоматийный пример - нежелание солдат носить каски, которое в армиях плохо организованных процветает и сейчас, а в армиях, организованных хорошо, карается специальными установлениями.

Я читал отзывы американцев о японских самолетах с совершенно противоположными мнениями. При этом технические характеристики американцы чаще хвалили, чем ругали.

Честно признаюсь, что за всю жизнь не видел живьём ни одного японского самолёта тех времён. Как, наверное, и американского. Хотя они поступали по ленд-лизу тысячами. Просто советская идеология не желала на этом акцентироваться и во всех музеях стоят только отечественные танки, наши машины, наши самолёты...
Я никогда не служил в армии, но пару раз ходил по паре часов в бронежилете. В жару, на солнце бронежилет за несколько часов способен вымотать человека в хлам. После чего его внимательность, работоспособность и боеспособность падает просто во много раз. Так что всё, наверное, не так однозначно.

Edited at 2013-04-17 08:22 am (UTC)

Я служил в двух армиях и в чем только не ходил. Удобство техники и снаряжения имеет огромное значение для боеспособности, в этом нет никаких сомнений. К снаряжению привыкаешь, это становится частью тебя.

>советская идеология не желала на этом акцентироваться и во всех музеях стоят только отечественные танки, наши машины, наши самолёты...
При чём тут идеология? Технику по ленд-лизу вообще-то возвращать полагалось, а не в музеи ставить.

По договору да.Но в реальности её не возвращали. Американцы и вопроса такого не ставили после войны. Думаю, даже не из великодушия, а просто посчитав, во что обойдётся вывоз раздолбанных на военном бездорожье машин и танков в Америку. И, главное, для чего? Для ремонта? У них конвейеры этого добра нового производили...
В годы моего детства (нач. 60-х) по улицам у нас ездило ещё много американских Виллисов и Студебеккеров. Я их сам видел. Так что не рассказывайте, что в музеях ВОВ их нет потому, что все вернули. Танки по улицам не ездили, но, вполне допускаю, что ещё стояли где-то на консервации. Хотя, скорее, их отдали каким-нибудь корейцам, китайцам, полякам...

Сейчас лень искать доки, но по танкам и самолётам значительная часть техники либо возвращалась, либо утилизировалась на месте под контролем западных инспекторов. Естественно и заначили прилично, особенно автомобилей (они в хозяйстве нужнее, да и списать легче),
Но суть в другом - таки одно дело сперетьприныкать почти бесхозную вещь и втихую пользоваться, а совсем другое - спереть внаглую и гордо выставить на публичное обозрение.
Да и памятники стали не сразу ставить, сначала не до того было, а потом ставили из того что под рукой нашлось.

Тоже логично.

Советская официальная пропаганда тему ленд-лиза вообще замалчивала. Только в перестроечные времена появились упоминания о танках, самолетах и прочей техники, которая поставлялась в СССР.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account