avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Про Христа и Иоанна.
avderin
Занятная вещь иконография -- т.е. каноническая традиция изображения тех или иных святых. Вот в музее (ГМИИ им. Пушкина) висит картина эпохи Возрождения с изображением святого семейства. Мария вышивает, Иосиф что-то строгает, а на переднем плане два полуторогодовалых карапуза с нимбами мастерят из двух палочек крестик. Это Иисус и Иоанн -- будущий Креститель. Они были родственниками и поэтому вполне могли вместе играть. Иоанн был где-то на полгода старше.
Но неподалёку висит ещё одна картина -- Богоматерь с Иоанном и Георгием. Змееборец, как положено, в рыцарских латах. Иоанн -- голый, слегка прикрытый какой-то тряпкой. А Богоматерь -- с младенцем на руках. Ей так положено. Все знают, если на картине в церкви тётка с младенцем на руках -- это Богородица. Так что поврозь все три фигуры понятны и узнаваемы -- никаких вопросов не возникает. Но когда Георгий и Иоанн ведут непринуждённую беседу с Богородицей, а Христос сидит у неё на руках младенцем -- возникает вопрос, почему Иоанн успел вырасти, а Иисус так и остался младенцем?

1_pic

Парис Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Георгием (Святое Собеседование). Начало 1530-х

Картинка взята с сайта ГМИИ им. Пушкина. Кстати, прекрасно сделанный сайт. Рекомендую
.


  • 1
Вопрос: Почему на второй картине в шкурах именно Иоанн?

Ну, во-первых, его традиционно так изображают. Не всегда, но часто. Во-вторых, не будучи крупным специалистом в области иконографии, я на всякий случай сверяюсь с табличками. На новой табличке ещё могут быть ошибки. Но если картина с таким шильдиком висит уже несколько лет...

Edited at 2013-03-04 07:35 am (UTC)

Прошу прощения. Иоанн не в шкурах, а голый. Его и так часто изображают. Я нашёл эту картинку в инете.

а чего там за мужик на холме, рядом с головой Иоанна?

Случайный прохожий. Сегодня бы он подал в суд на художника, что тот его изобразил, не поставив в известность и не получив письменного согласия. И отсудил бы за это бабки.

Религиозная живопись от иконы произошла. А на иконе святые изображаются вместе, вне зависимости от того, какие века и расстояния их разделяли. Если проще сказать, то на иконе они все уже на небе, поэтому неважно, кто раньше родился, а кто позже. Потом, в живописи Ренессанса святых стали изображать как земных людей, но некоторые принципы остались.

А то, что Георгий Победоносец родился через 300 лет после Рождества Христова Вас почему не удивляет?

А то, что Георгий Победоносец родился через 300 лет после Рождества Христова Вас почему не удивляет?

В принципе, всё это вполне укладывается в иконографические традиции. И вызывает удивление только потому, что картина написана в духе реализма.
Тут вдруг оказывается, что бородатый дяденька, играющий с младенцем, в детстве сидел с ним по очереди на одном горшке.
Собственно, Мадонна протягивает младенца Иоанну. И отсюда очень легко вообразить следующий иконографический сюжет: бородатый Иоанн с младенцем Христом на руках.

Edited at 2013-03-05 10:41 am (UTC)

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account