avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Подарок от всей души.
avderin


Раньше искусство воспевало красоту. В 19 веке художники вдруг поняли, что задача искусства -- воздействовать на чувства. Во всех направлениях. И начали экспериментировать: стращать, смешить, удивлять... Особенно понравилось им стращать. Если учителя старались сделать красиво, то ученики начали состязаться, кто сделает страшнее. Всех страшнее. И такое состязание идёт до сих пор.
В качестве иллюстрации я разместил наверху работу норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944). Так сказать, раннюю, классическую страшилку 1895 года. И не думайте, что подражание детскому рисунку идёт здесь от неумения владеть кистью. Мунк был грамотный и очень хороший живописец старой школы. Просто он понял, для того, чтобы картина была страшной -- не обязательно прорисовывать каждый волосок.
А теперь сядьте. Чтобы не упасть. 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby's эта работа была продана за 119,9 миллионов долларов.
В современном российском искусстве тоже есть свои пугатели и стращатели. Некоторых за это в советские времена даже держали в сумасшедших домах. Одни из них действительно были нездоровы, у других же сумасшедшими были только картины. Но сажать в психушку не за болезни, а за картины -- это уже произвол.
Вот один такой художник сделал после этого сумасшедший дом главной темой своего творчества. А там и западные покупатели подоспели. Их ужасы советской карательной психиатрии очень даже заинтересовали. Написание картин встало на конвейер -- и ничего другого уже не изображалось.
А тут на 80-летие знакомой искусствоведши художник решил написать её портрет. Очень старался. И чем больше старался -- тем страшнее выходило. Знакомые критики его хвалили -- мол, продирает до костей. Аж, дрожь по телу пробегает.
Пришёл на юбилей. Подарил свою работу. По деньгам, возможно, это был самый дорогой подарок на том дне рождения.
Только вот бабке теперь приходится каждый раз, когда художник приходит к ней в гости, объяснять ему, почему портрет до сих пор не вывешен в гостинной, в красном углу. Мол, свёрел нет в доме, рамку достойную хотим заказать, вот обои поменяем...
Портретируемая видела портрет один единственный раз. В момент дарения. И больше видеть себя в роли жертвы советской карательной психиатрии (от которой её бог миловал) не желает. Говорит, если ещё раз увижу -- останусь заикой. Дети спрятали портрет за шкаф. Но художнику то этого всего не расскажешь. Не поймёт. Мол, мои работы в лучших музеях мира висят, а вы, выходит, брезгуете...

  • 1
В картине "Крик" ничего особенно страшного я почему-то не вижу. И настолько сумасшедшую цену ее понять тоже не могу, хотя вещь действительно талантливая. Ну просто -- по моим ощущениям -- женщина зовет кого-то с другого берега. Увидела знакомого -- и зовет. И все. Никаких ужастиков...

Эта картина воздействует на чувства только тогда, когда узнаешь об ее стоимости.

Честно говоря, на меня в этой картине тоже самое большое впечатление производит цена. 120 миллионов - это приблизительно годовая прибыль всемирно известного концерна с 20-30 тысячами сотрудников.

Но ведь она висит в Осло в, если не ошибаюсь с названием, Национальной галерее? Видела ее там в августе прошлого, 2012, года. Или туда и покупали? Вряд ли.

Он возвращался к этой работе несколько раз - делая новые варианты. Они различаются незначительно - их легко спутать. Какой именно вариант висит в Осло - не знаю.

И не думайте, что подражание детскому рисунку идёт здесь от неумения владеть кистью. Мунк был грамотный и очень хороший живописец старой школы. Просто он понял, для того, чтобы картина была страшной -- не обязательно прорисовывать каждый волосок.

То есть целью художника было нарисовать страшную катинку?!! Офонареть. А целью Репина было нарисовать бурлаков на Волге! И каждый волосок нарисовал, собака.

Да, про деньги я совсем не говорю, к картине это не имеет отношения.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account